Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Категории раздела

ЕГЭ [201]
Локальные акты [46]
Публичный отчет [5]
Муниципальное задание [3]
ФГОС НО [10]
ФГОС ООО [51]
Новости библиотеки [31]
ГИА-9 [67]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Семинар - Быт.Обычаи.Традиции кубанских казаков.

Цель: помочь лучше узнать и оценить особенности той местности, где живут ребята; обратить внимание на красоту и неповторимость кубанского фольклора.
Оборудование: плетень, план застройки станицы, русская печь.
Действующие лица:
ведущий
ученик 5 класса
3 казачки
2 казака
атаман
бабка Варвара
фея.
Ход мероприятия:
( мальчик сидит за столом и листает тетрадь, смотрит пособия)
Ведущий: В этот зимний вечер Миша готовил домашнее задание по кубановедению. Он открыл творческую тетрадь и начал размышлять над очень непростым, но интересным заданием. Ему предстояло описать быт, обычаи и традиции кубанских казаков.
Миша: (Бубнит) Быт, обычаи, традиции. Вот так задача! (Встает, ходит). Нет, ну столько мыслей в голове. Почему же они никак не улягутся в какую-то упорядоченную цепь? (Усаживается). Ведь так хочется интересно рассказать об этом одноклассникам! Думай, думай, голова! Вот если бы я мог, как в сказке перенестись во времени лет на 100-200 назад. Тогда, конечно.
( Укладывает голову на стол)
Ведущий: Желание мальчика услышала добрая фея, которая как раз в это время пролетала мимо окошка Миши.
(Появляется фея)
Фея: (Подходит к мальчику, гладит его по голове).
  О, мудрый отрок! Все становится возможным, если это очень хочется сделать! Дай-ка, я оправлю тебя в одну из станиц на Кубани, и ты сам все посмотришь. Будешь как во сне путешествовать, общаться, а на утро строчки сами лягут в тетрадь. (Окутывает мальчика плащом и уводит за дверь).
Ведущий: кубанская станица 19 век.
( Под шум ,с песней появляются казачки и 2 казака. Они останавливаются у плетня, разговаривают)
1-я казачка: Ой, Грицко! Ты всегда такой веселый. Так звонко поешь, а сегодня что-то приуныл?
2-я казачка: Глянь, Галю! Да он что-то в руках держит, рассматривает.
3-я казачка: Никак прошение атаману написал? 
Казак Андрей: Не поверите, иду к вам и по дороге встречаю странного паренька: одет не по нашему, оглядывается, удивление в глазах. В руках какие-то бумаги держит. Хотел его к нам пригласить, а он стесняется. Вот, бумаги отдал, а сам там…
(Указывает на дверь).
1-я казачка: Дай-ка, взгляну. Хм. Странно. Ученик 5 класса Миша Яковенко. Вопрос № 1 «Лента времени».
2-3 казачки хором: Что? (Подходят, смотрят).
1-я казачка(Читает). Используя «ленту времени», вспомните, когда казаки переселились на Кубань? Какой документ кубанские казаки почитают по сей день? Откуда переселялись казаки на новые земли?
2-я казачка: Ой, Галю, я то думала, что ленты только в косы вплетают, а тут… «лента времени». Во как!
3-я казачка: Думала, думала! «Лента времени» как дорога из прошлого в будущее. Вот смотри, видишь? По ней годы века отсчитывают. Ну и паренёк!? Непростой видно.
Казак Андрей: Да что тут думать! Айда к атаману! Уж он-то на все вопросы враз ответит. Бери своего паренька.
Казачки хором: Он так интересуется нами! Пойдем поскорей.
(Все уходят).
(Появляется атаман, затем ребята. Они подходят к нему и показывают вопросы)
Атаман: Казаки – переселенцы. В 19 веке стали строить на Кубани первые станицы. А все благодаря ей, матушке – царице Екатерине 2, которая в 18 веке подписала Грамоту на владение кубанскими землями казакам. Даровала земли в благодарность за верную службу. Строительство велось по плану.
Все вместе: По какому плану?
Атаман: В центре – площадь с церковью, школа, станичное правление. А по бокам – хаты казаков.
Миша: Скажите, а из чего казаки строили хаты? Сколько в хате было комнат? Какая мебель была у казаков?
Атаман: Хм. Мебель. Знаешь, пойдем к бабке Варваре в гости, сам и посмотришь!
(Уходят)
Появляется бабка Варвара
Бабка Варвара: Два жилых помещения имею: великую хату с русской печью, где гостей принимаю; да малую хату. Простор! Жаль, вот только гостей нет.
Раздается стук. Входят атаман и Миша
Атаман: Здравствуй, бабка Варвара! Здорово ли живешь? Что-то посмотрел я на твои хоз. Постройки и призадумался…
Бабка Варвара: Заходите, гости дорогие! Хлеб, соль вам! Да и я грущу. Погреб осыпаться стал, в колодец ведро упало, да и плетень – ограда из хвороста, совсем завалилась.
Атаман: не тужи, бабка Варвара! Завтра казаков пришлю, враз все исправим. Вот тут молодой человек нашими обычаями и традициями интересуется. Ещё вопросы разные задает. Ты бы помогла ему, а я пойду. Мне некогда.
(Уходит)
Бабка Варвара:А что интересует, голубчик?
Миша: Многое интересует. Вот, например, как воспитывали будущего казака?
Бабка Варвара: Садись, паренек, и слушай. Обычай – от древнего слова обычать, значит выполнять принятый порядок (обряд); а вот традиция – преданье, т.е. все, что устно переходит от одного поколения к другому.
В одну традицию могут входить несколько обычаев. А вот и девчата. Они тебе и расскажут. Девчонки, заходите.
Входят 2 казачки и рассказывают о воспитании молодого казака на Кубани.
1-я казачка: Мальчика стригли первый раз в год. Крёстная срезала его первые пряди волос, которые потом всю жизнь хранились за именной иконой. Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок. Т гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жив. Заплачет, повалится с коня – быть убитому. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них портупею.
У ворот родного куреня казаков встречали женщины.
Старший в роду следил за правильным исполнением обычая и читал молитву.
Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: « Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй до срока.»
Крестный принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в 17 лет, после того, как малолетку приписывали к полку.
2-я казачка: Обучение казачонка начиналось после праздника первых штанов. Штаны дарил старший в роду. Это были обязательно шаровары. Лет с 3-х – 5-и казачонка приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7-ми лет, рубить шашкой с 10-ти лет.
Жизнь мальчика с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С 5-ти лет мальчики работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.
В 7 лет мальчонку стригли во 2-й раз. Бритоголовый, он в первый раз шёл с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома, после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, переходил из детской в комнату братьев.
Старшие говорили:
Учись служить! Чай ты теперь не дитё, а полказака!
Женщины больше не вмешивались в воспитание мальчика. В 10 лет казачонок уже понимал меру ответственности и действительно был опорой семьи и дома.
Но самой главной задачей казачонка всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Тот, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были поимённо известны всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени – отчеству.
Миша: Ой, как интересно!
Бабка Варвара: Да, голубчик. Ну нам пора. Прощай, Миша.
(мальчик засыпает)
(Появляется Фея)
Фея: Сказка ложь, да в ней намёк. Нужно срочно возвращать его в 21 век.
(Уводит мальчика)
Утро. Миша порсыпается, потягивается.
Миша: (смотрит в тетрадь)
  Вот это да! Всё уже написано. Такое впечатление, что я очень точно знаю ответы на вопросы учителя. Думаю, что я получу сегодня только пятерку.
(Действующие лица хором: Удачи тебе, Миша!)