Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела

ЕГЭ [201]
Локальные акты [46]
Публичный отчет [5]
Муниципальное задание [3]
ФГОС НО [10]
ФГОС ООО [51]
Новости библиотеки [31]
ГИА-9 [67]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » 2013 » Сентябрь » 13 » Примерная программа профессиональной ориентации обучающихся в соответствии с ФГОС
11:47
Примерная программа профессиональной ориентации обучающихся в соответствии с ФГОС
Примерная программа
профессиональной ориентации обучающихся
в соответствии с ФГОС  на ступени основного  общего образования
МАОУ-СОШ №11 им.В.В.Рассохина
муниципального образования город Армавир
Краснодарского края
__________________________________________________________________

         Разработка примерной программы профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования осуществлена на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с ФГОС ООО и программой формирования и развития универсальных учебных действий. Примерная программа направлена на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.
Примерная программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования в соответствии с ФГОС содержит следующие разделы:
-пояснительную записку, в которой определяются цели, задачи программы на данной ступени образования;
-характеристику содержания программы, нацеленного на формирование у обучающихся представления о требованиях современного общества к выпускникам учреждений общего и профессионального образования; развитие у обучающихся отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессиональной деятельности;
-этапы реализации программы и механизм ее реализации через овладение обучающимися способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута; приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося и профилю его дальнейшего обучения;
-оценка результатов по профориентации подростков посредством  мониторинга: анкетирования, опроса, тестовых заданий и т.д.;
-планируемые результаты реализации программы, отражающие представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека; рынке профессионального труда и образовательных услуг; возможностях получения образования; психологических основах принятия решения о выборе профиля обучения; умение находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие задания, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.


 
Пояснительная  записка
    Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:
•    представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
•    универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
•    общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона в котором школьник живет и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;
•    способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.
Такие результаты профориентации школьников на ступени основного общего образования должны достигаться за счет создания условий для инициативного участия каждого учащегося в специфические виды деятельности во время уроков и вне уроков, которые обеспечивают развитие рефлексивных действий и овладение ими различными инструментальными средствами (технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной культуры), способствуя в конечном счете их становлению как субъектов собственной деятельности (в частности, дальнейшего образования и профессиональной деятельности).
       Цель примерной программы: описать совокупность условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников на ступени основного общего образования.
          При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому целью профориентационной программы является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
    Задачами профориентационной программы являются:
•    предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
•    ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
•    способствовать личностному развитию учащихся;
•    выявление природных задатков и трансформации их в способности;
•    ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
•    совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
•    способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
      При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой профессии были определены следующие принципы:
•    доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
•     научность и достоверность информации;
•     доступность предлагаемой информации;
•     адресность;
•     индивидуальный подход;
•     современность и актуальность материалов;
•     сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.)
         Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в примерной ООП учитывать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
       Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;
       Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров;
       Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое;
       Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
      На основе  этих принципов  и должна строиться программа профориентации подростков.

Характеристика содержания  программы
    Содержанием  программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.
    Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках клубных пространств, в процессе проектно-исследовательской деятельности.
    В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации:
•    методическое выстраивание учебных курсов в виде последовательности учебных задач, постановка и решение которых становится содержанием познавательной деятельности учащихся;
•    организационное обеспечение возможности учащимся выстраивать образовательные коммуникации в рамках учебных занятий и вне их со своими сверстниками;
•    организационное обеспечение возможности выстраивания учащимися образовательных коммуникаций в разновозрастных группах;
•    системное выстраивание рефлексии учащимися собственной деятельности в ретраспекции учебного занятия и (или) цикла учебных занятий;
•    выстраивание взаимосвязи академических знаний с технологиями их использования;
•    организационное обеспечение реализации части учебных программ в процессе технологических практик (практикумов) в том числе на базе производственных, научных, образовательных и иных организаций и предприятий;
•    интеграция ресурсов информационных сетей (в том числе сети Интернет), а также технологий работы с информацией в информационных сетях в структуру и содержание учебных занятий.
     Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:
•    коммуникативная компетентность;
•    способность к адекватному самооцениванию;
•    оперативное и перспективное планирование;
•    отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;
•    создание текстов для самопрезентации;
•    анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы   и др.
Основные формы и методы работы с содержанием образования:
•    работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина -  материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);
•    работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;
•    работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;
•    работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы, муниципалитета, региона;
•    работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;
•    индивидуальная работа с тьюторами (другими подготовленными педагогами) по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.
•    профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе. На профориентационных уроках рассматривают теоретические и практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии. На уроках используют разные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, самостоятельное составление профессиограм, отчетов о профориентационных мероприятиях;
•    профориентационная беседа - наиболее распространенный метод. Она должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учеников, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Эмоциональной расцвет беседе добавляют цитирования известных ученых, изобретателей, писателей, которые отвечают теме беседы, применения наглядных методов профориентационной работы. Тематика профориентационных бесед должна отвечать вековым особенностям школьников и охватывать круг интересов учеников;
•    выставки. Их проведение целесообразно во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч, со специалистами но др.);
•    экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.

Категория: ФГОС ООО | Просмотров: 1173 | Добавил: PechonovS