Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Категории раздела

Пашкова Т.В [3]
Еременко С.О [3]
Олифиренко Т.Г. [7]
Мезенцева Ирина Павловна [3]
Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Матафонова Светлана Алексеевна [1]
Мирошниченко Ольга Николаевна [3]
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Шулякова Н.А. [1]
Шулякова Н.А учитель биологии МОУ СОШ №11
Козаченко Е.О [3]
Учитель физики МОУ СОШ №11 Козаченко Е.О.
ВОЛОБУЕВА Л В [1]
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ-СОШ №11
Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [28]
Кубановедение [13]
ШАРАХОВА И.И [1]
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №11 ШАРАХОВА И.И
ЛЕЗИНА О.С. [3]
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира ЛЕЗИНА О.С.
Решетникова Диана Андреевна [1]
Уучителя начальных классов школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира Решетникова Диана Андреевна E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Рубан Ирина Алексеевна [1]
КРЕВНАЯ Г. Н. [3]
Сапелкина К. Г. [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » Статьи » Из опыта работы учителей » Олифиренко Т.Г. [ Добавить статью ]

Игра на уроках русского языка
Сегодня, как никогда, широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Жизнь поставила перед общеобразовательной школой проблему: какой должна быть школа. Она нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и обучения. К таким мало используемым средствам относится игра.
На значение игры в воспитательном процессе обращали внимание классики педагогики А.С.Макаренко и К.Д.Ушинский. Они утверждают, что игра нужна человеку на любом возрастном этапе его жизни, а детям она просто необходима как воздух. Именно игра, по их мнению, даёт возможность учащимся возможность оценить себя на фоне других учеников, именно в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра- это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
На важное значение игры для полноценного развития ребёнка указывают и психологи (А.Н.Лук, З.Фрейд, Г.И.Щукина). Все психологи сходятся в одном: игра-это единственная и центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно она развивает воображение, помогает выразить индивидуальность ребёнка, развивает абстрактное мышление. Все психологи без исключения рассматривают игру как необходимую составляющую здорового развития ребёнка.
Методисты в своих работах тоже рассматривают игру как одно из лучших средств для организации учебного процесса, считая, сто использование игры на уроке делает усвоение материала более интересным, занимательным.

Особенно важно использовать дидактическую игру на уроках обобщения и систематизации материала, на уроках повторения в конце четверти ил учебного года. Дети к этому времени утомлены, менее внимательны, занятия идут вяло. Вот тогда и стоит объявить о том, что будет проводиться игра,- и в глазах учеников появляется огонёк интереса. Во время игры школьники усваивают тот же программный материал, но охотно и более прочно.
Грамматических игр много. Важно подобрать такие, которые дают максимальный эффект, а не просто убивают время. Проверена на практике игра, в которой можно применить один из известных всем принципов: "Кто быстрее?", "Кто больше?", "Кто лучше?".
Учащимся даётся задание. Время его выполнения ограничено 5-10 или 15 минутами. Для того чтобы учащиеся не торопились и писали грамотно, вносится обязательное условие: победителем в игре может быть то, кто не допустит ни одной ошибки. По истечении указанного времени работа учеников проверяется и определяется победитель.
Примеры заданий:
1. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых две приставки (или два суффикса, или два корня).
2. Кто вспомнит больше слов с приставкой -при (или -пре)?
3. Образовать сравнительную степень от прилагательных сладкий, плохой, твёрдый.
4. Составить 4 предложения со словами надеть, одеть, войти, взойти.
5. Подобрать синонимы к слову старый. С каждым из них (устно) составить предложение.
6. Поставить в родительный падеж множественного числа существительные граммы, гектары, помидоры, чулки, носки, солдаты, погоны, яблоки, валенки, куры, простыни.

Одним из видов работ, повышающим интерес школьников к занятиям по русскому языку, является игра "Четвёртый лишний". Она может быть использована после изучения любого раздела и проводится как в устной, так и в письменной форме. По условиям этой игры требуется из четырёх "схожих" друг с другом слов, названных учителем, выделить одно, чем-либо отличающееся от остальных. Выделить "лишнее" слово помогает играющему то, что названные слова объединены каким-либо общим признаком: имеют одну орфограмму, одинаковые суффиксы, приставки, принадлежат к одному роду и так далее, ау четвёртого слова из каждой группы этого общего признака нет, оно "лишнее". Кто из учащихся первый обнаружит "лишнее" слово, тому записывается очко. Ученик, набравший большее количество очков, считается выигравшим.
Эта игра развивает такие психические качества, как воля и внимание, требует сообразительности и гибкости ума.
Например, такую игру можно провести после изучения темы "Правописание О-Ё после шипящих и Ц".


1. шорник 2.шёпот 3.жёлоб
шов шорох жёлудь
шёлк щёголь жёрнов
шомпол щёлка жокей


4. шоссе 5. чёрствый 6.жёлтый
шофёр чопорный жёсткий
шоколад чёрный жёваный
шёлковод чёсаный жонглёрский

На этапе урока - закрепление рекомендую проводить эстафету по орфографии. Ученики, сидящие на последних партах, получают листок бумаги. После того, как учитель называет тему, они записывают слово, подчиняющееся названному учителем правилу. Затем эти ученики передают листок впереди сидящим. Они, в свою очередь, написав аналогичное слово, снова предают листок вперёд и так далее. Если эстафету начинает хорошо успевающие ученики, слабо успевающие видят образец, модель, по которой пишут своё слово. Если же эстафету начинает ученик слабый, и ошибка возможна, то задача остальных - увидеть ошибку и не допустить аналогичной.
Эстафета - незаменимая работа, потому что учитель, во-первых, видит работу всего класса и, во-вторых, может сразу и безошибочно определить того ученика, который допустил ошибку, потому что слова написаны на листке в столбик.
Как всякая эстафета, эстафета по русскому языку - соревнование. Учитывается самостоятельность, оперативность, чёткость выполнения задания.
Как всякая работа эстафета оценивается. Оценка выставляется общая - всему ряду, но она учитывается при выставлении оценки каждому ученику в отдельности. Обязательное условие эстафеты: слова повторять нельзя. Прежде чем написать слово, ученик должен посмотреть, нет ли его уже в дошедшем до него листочке.
После того, как листочки приходят к учителю, он читает записанные слова, и теперь задача учеников определить, все ли слова соответствуют теме, объявленной учителем.
С чего же начать эстафету? Первая эстафета, в каком бы классе она не проводилась, строится на материале какого-нибудь одного правила. Например, "Безударные гласные, проверяемые ударением". Эстафету на одно правило следует проводить до тех пор, пока учащиеся не освоят принципа такой работы. Постепенно задание усложняется: каждому ряду своё правило. Например, в начале учебного года в 5 классе даётся задание:
1 ряд записывает слова с проверяемыми гласными в корне слова.
2 ряд- с проверяемыми согласными в корне слова.
3 ряд- слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
На следующих занятиях каждый ряд получит уже новую из перечисленных тем. Таким образом, можно варьировать задание по каждой теме.
Эстафета помогает учителю сразу определить степень знаний учащихся по какой-либо теме, активизирует мысль учащихся, даёт возможность быстро и экономно провести проверку и повторение правил.
Очень нравится ребятам "Кроссвордный диктант". В отличие от работы с настоящим кроссвордом он не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Суть диктанта очень проста - учитель диктует толкование слова, а ученики записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяется знание грамматического раздела, усвоение терминов, их написание. Например,
1. Все слова языка. (лексика)
2. Словарь отдельного человека, запас слов. (лексикон)
3. Раздел науки языкознания, изучающий лексику. (лексикология)
4. Слова, имеющие одно лексическое значение. (однозначные)
5. Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (антонимы)
6. Слова, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексических значений. (синонимы)
Новый материал тоже можно излагать в игровой форме. Например, при изучении темы "Имя прилагательное" слово учителя может быть построено в форме сказки.

"Сказка о прилагательных".
Родились прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием они согласовывались с существительным, да вот неудача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа. "Что если нам попросить их у существительного, хотя бы на время?" - догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе - служба, вместе - и дружба!
А теперь давайте посоревнуемся!
1. Дайте оценку следующим предметам с помощью прилагательных. Интересно, кто из вас окажется наблюдательней и у кого в запасе больше слов. Яблоко- душистое, спелое, кисловатое, антоновское, налитое, сочное, вкусное, жёлтобокое, великолепное.
2. А теперь кто быстрее составит 3 предложения, используя получившиеся словосочетания. Время 3 минуты.
Введение в урок игры повышает активность класса, игра увлекает ребят за собой так, что они не замечают, как вместе с игрой идёт усвоение нового, подчас нелёгкого материала. При закреплении ребятам гораздо интереснее выполнять задания в игровой форме, нежели делать скучные однотипные упражнения из учебника.
Благодаря игровым упражнениям дети не замечают, как проходит урок. У учащихся повысилась орфографическая зоркость, обогатился словарный запас, ребята стали внимательнее следить за собственной речью и за речью своих товарищей, правильно исправлять речевые ошибки. Учащиеся исполнительно, добросовестно относятся к заданию, полученному на уроке. Ребята с нетерпением ждут уроки русского языка. По их светящимся лицам и горящим глазам я поняла, что именно игра - ключ не только к повышению эффективности усвоения знаний, к развитию интереса к предмету, но и к сердцам ребят. Только систематическое использование игры не с целью развлечения, а для серьёзного углублённого изучения русского языка даёт положительные результаты.


Учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ №11 гор.Армавира Олифиренко Т.Г.

Категория: Олифиренко Т.Г. | Добавил: mousosh11 (29.10.2009)
Просмотров: 2315