Обеспечение продуктивности образовательного процесса инновационными формами работы
В чем заключается продуктивность образовательного процесса в условиях перехода системы образования от классического для российской педагогики знаниевого похода к компетентностному? По-прежнему, в выполнении социального заказа общества, который теперь состоит в подготовке выпускника школы, готового к личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества. Миссия общего образования на индивидуальном уровне – помочь человеку в обретении себя. На социальном – обеспечить становление гражданина. На глобальном уровне – становление поликультурной личности, информационно включенный в планетарный проблемный контекст. Постановка новых целей общего образования предполагает парадигмальные изменения в образовательном процессе. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, который включает способность к коммуникации и адаптации, работе в команде, понимание других, обозначение и разрешение конфликтов, контактность, социальную ответственность. В условиях модернизации нашего образования серьезно изменяется роль учителя. Он сегодня – помощник и партнер, способствующий определению целей образовательной деятельности, содействующий прогнозированию ее результатов, создающий условия для проявления активности учеником. Для обеспечения решения данной задачи необходим новый учебно-методический комплекс. Возможность достижения данной задачи я вижу в применении информационных технологий в обучении и их интеграции с другими технологиями, например методом проектов. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса, закономерным проявлением информатизации всех сфер человеческой деятельности. Внедрение информационных технологий в образовании связано в решением двух основных проблем – материально-технической и педагогической. Педагогическими задачами использования информационных технологий в учебном процессе является • развитие личности обучаемого, • подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; • развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач; • формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; • развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; • обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей. Автору статьи представляется, что сегодня целесообразно говорить о единой образовательной системе использования информационных технологий, охватывающей все этапы учебного процесса: ознакомление с новым материалом, формирование знаний, умений и навыков в процессе его усвоения, при контроле результативности и коррекционной работе. Это неизбежно приводит к значительному усилению интеллектуальных возможностей человека, повысить эффективность процесса его обучения. Концепция создания цифровых образовательных ресурсов по технологии была разработана В.Д. Симоненко и с 2005 года над ее реализацией работает коллектив преподавателей и сотрудников Брянского государственного университета. Цель создания ЦОР: повышение эффективности целостного образовательного процесса через решение комплекса педагогических задач: - обеспечение доступности образования; - индивидуализации учебного процесса : - активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика; - подготовка учащегося к ЕГЭ; - повышение уровня наглядности учебного материала, представленного в ЦОР средствами современных ИТК; - инициирование профессионального творчества учителей, - повышение эффективности педагогической деятельности; - снижения временных затрат при подготовке к урокам. Первым шагом автора было создание системы использования программных и технических средств на уроках технологии (Приложение 1). В нее были включены программные средства общего (текстовый редактор Word, графический редактор Paint, программа Power Point) и специального назначения («Кулинарная энциклопедия», серия «Уроки рукоделия», «Ландшафтный дизайн» и т.д.) К сожалению, надо признать, что для образовательной области «Технология» наиболее доступными электронными средствами обучения являются мультимедийные продукты, которые зачастую мало отличаются от обычных печатных изданий, недостаточно согласованы с УМК, входящими в Федеральный перечень, отсутствуют методические материалы по их использованию. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, сложно или невозможно изменять и дополнять учебный материал, планировать урок по другой схеме, отличающейся от разработанной в программе, не продуман механизм обратной связи с учащимися. Вторым шагом было определение основных направлений применения информационно-коммуникативных технологий. ИТК использовались для: - создания банка справочных материалов; - как средство управления учебным процессом; - создания тренажеров для учащихся; - обеспечения наглядности; - создания средств контроля; - организации игровых ситуаций. Следующий шаг – интеграция информационно-коммуникативных и образовательных технологий. Автор начала данную интеграцию именно с модуля «Проект», так как цели, которые позволяют решать данные технологии, очень похожи. Такой подход позволил в восьмых классах перейти от творческих проектов к медиа-проектам. И применить такую форму работы, как Фестиваль мультимедийных проектов. Фестиваль проходил в два этапа, согласно разработанному Положению (Приложение 2). На первом этапе ученицы, изучая тему «Информационные технологии», создавали презентацию по заявленным номинациям, проводя для этого исследовательскую и поисковую работу в Интернете, литературе, среди одноклассников и родителей. Таким образом, обеспечивалась высокая индивидуализация обучения, моделировались ситуации, в которых требовалось проявить умение работать самостоятельно без постоянного руководства, работать с проблемами и искать пути их решения, осуществлять анализ новой ситуации, используя имеющиеся знания, способность к групповой работе, коммуникативность. Участия при защите проектов в роли экспертов, развивало в учащихся не только критичность мышления, но и толерантность, способность к диалогу с оппонентом, умение достигать компромисс и отстаивать свое мнение.
|
Категория: Мезенцева Ирина Павловна | Добавил: PechonovS (09.09.2013)
|
Просмотров: 462
|
|