Частица как часть речи. Разряды частиц.
Ход урока:
Для проведения урока использовалась презентация.
СЛАЙД 1. 1. Комплексный анализ текста. Учитель. Давайте прочитаем стихотворение АЛЕКСАНДРА КАЗАНЦЕВА. СЛАЙД 2. Задание: 1) прочитайте стихотворение, определите тему, основную мысль:
Есть еще такие или нет – Нам пока разгадка не дана… Берегите отчую планету – Все-таки у нас она одна. Может, далека от идеала, Только без особенных затей Неба голубое одеяло Всех нас укрывает, как детей. Все мы – земляки, а не пришельцы, Всем нам потому и отвечать: Будем ли когда, как погорельцы, В чуждые галактики стучать? Только вот дождемся ли ответа – Пусто во В С Е Л Е Н Н О Й, тишина… БЕРЕГИТЕ отчую планету – Все-таки у нас она одна. А.Казанцев Вспомним, что называется темой текста. (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Основная мысль – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.) - Тема текста – о нашей планете, которая нас оберегает. - Запишите предложение, заключающее главную мысль.
Берегите отчую планету – Все-таки у нас она одна.
- Составьте схему этого предложения. Есть ли в этом предложении частица? Пользуясь схемой на стр.158, дайте характеристику частицы. (Все-таки – частица, усилительная). 2) Какие вы можете назвать служебные слова? (Предлоги, союзы, частицы). Выполним следующее задание. СЛАЙД 3. ПРЕДЛОГИ: у, от, без, в, во; СОЮЗЫ: или, а как; ЧАСТИЦЫ: не, все-таки, и , ли, только, вот.
Учитель. Мы изучили с вами тему «Предлоги». На что они указывают? (указывают на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении). Дайте характеристику предлогов, которые вы выписали (непроизводные, простые). Что связывают между собой союзы? (связывают однородные члены предложения или части сложного предложения). Посмотрим, что связывает выписанный вами союз «а» в предложении Все мы – земляки, а не пришельцы… Мы начали изучение темы «Частицы», для чего они служат? (1)для образования наклонений глагола; 2) для выражения различных оттенков значения в предложении). Приведите примеры из домашнего упражнения, где частицы служат для образования наклонения. Упражнение № 349. Прекратить – прекрати – прекратите – пусть прекратит – пусть прекратят. Начинать – начинай – начинайте – пусть начнет – пусть начнут. Намазать – намажь – намажьте – пусть намажет – пусть намажут. Выучить – выучи – выучите – пусть выучит – пусть выучат. Принести – принеси – принесите – пусть принесет – пусть принесут.
Упражнение № 350. Пусть грянет; да здравствуют; пускай растопчет.
СЛАЙД 4. 3)Объясните лексическое значение слов.
ИДЕАЛ – образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. ГАЛАКТИКА – звездная система, к которой принадлежит Солнце.
СЛАЙД. 5 4)Подберите синонимы к словам «Вселенная», «чуждый». Вселенная, мир, космос, мироздание (книжн.) Чуждый, далекий, несвойственный, имеющий мало общего.
СЛАЙД 6.
Какова стилистическая окраска слова «отчий»?
СЛАЙД. 6. Какие поэт использовал средства выразительности в своем стихотворении? Эпитеты: отчую планету, чуждые галактики.
Метафора: неба голубое одеяло укрывает.
Сравнение: как погорельцы; укрывает, как детей.
Инверсия: неба голубое одеяло всех нас укрывает… (Нарушение стандартного порядка слов).
2. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СЛАЙД 7. РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ. По строению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные. Повторим формообразующие частицы. Они образуют форму условного наклонения и форму повелительного наклонения. Чтение примеров. СЛАЙД 8. Познакомимся с отрицательными частицами не и ни. Запишите примеры. Самая многообразная группа частиц – это модальные частицы. Рассмотрим их. СЛАЙД 9. Выполним задание. Необходимо определить разряд частиц. СЛАЙД 10. Предложения 1- 6 коллективно, 7- 9 самостоятельно. СЛАЙД 11. Проверка. СЛАЙД 12. Познакомимся с характером некоторых частиц: бы, ли, же. Хотя они все служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному: БЫ – «мечтает»; ЛИ – «сомневается»; ЖЕ – «утверждает». Творческое задание домой. Придумайте и запишите примеры, показывающие, что частица «бы – мечтает, ли – сомневается, же – утверждает». Вывод урока. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с разрядами частиц (формообразующими, отрицательными, модальными), совершенствовали умение отличать частицы от других частей речи.
Приложение. 1.Комплексный анализ текста. Задание: 1) прочитайте стихотворение, определите тему, основную мысль:
Есть еще такие или нет – Нам пока разгадка не дана… Берегите отчую планету – Все-таки у нас она одна. Может, далека от идеала, Только без особенных затей Неба голубое одеяло Всех нас укрывает, как детей. Все мы – земляки, а не пришельцы, Всем нам потому и отвечать: Будем ли когда, как погорельцы, В чуждые галактики стучать? Только вот дождемся ли ответа – Пусто во В С Е Л Е Н Н О Й, тишина… БЕРЕГИТЕ отчую планету – Все-таки у нас она одна. А.Казанцев.
2) найдите в тексте примеры употребления служебных частей речи. Выпишите их.
ПРЕДЛОГИ: СОЮЗЫ: ЧАСТИЦЫ:
3) объясните значение слов «идеал», «галактика»;
4) подберите синонимы к словам «Вселенная», «чуждый»;
5) какова стилистическая окраска слова «отчий»;
6) какой стиль речи использовал автор в данном стихотворении;
7) какие поэт использовал средства выразительности. |
Категория: Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 | Добавил: Татьяна_Ивановна (22.11.2012)
| Автор: Рогова Татьяна Ивановна E
|
Просмотров: 2276
|
|