Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела

Пашкова Т.В [3]
Еременко С.О [3]
Олифиренко Т.Г. [7]
Мезенцева Ирина Павловна [3]
Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Матафонова Светлана Алексеевна [1]
Мирошниченко Ольга Николаевна [3]
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Шулякова Н.А. [1]
Шулякова Н.А учитель биологии МОУ СОШ №11
Козаченко Е.О [3]
Учитель физики МОУ СОШ №11 Козаченко Е.О.
ВОЛОБУЕВА Л В [1]
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ-СОШ №11
Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [28]
Кубановедение [13]
ШАРАХОВА И.И [1]
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №11 ШАРАХОВА И.И
ЛЕЗИНА О.С. [3]
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира ЛЕЗИНА О.С.
Решетникова Диана Андреевна [1]
Уучителя начальных классов школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира Решетникова Диана Андреевна E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Рубан Ирина Алексеевна [1]
КРЕВНАЯ Г. Н. [3]
Сапелкина К. Г. [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » Статьи » Из опыта работы учителей » Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [ Добавить статью ]

Частица как часть речи. Разряды частиц.
Ход урока:

Для проведения урока использовалась презентация.

СЛАЙД 1. 1. Комплексный анализ текста.
Учитель. Давайте прочитаем стихотворение АЛЕКСАНДРА КАЗАНЦЕВА.
СЛАЙД 2. Задание: 1) прочитайте стихотворение, определите тему, основную мысль:

Есть еще такие или нет –
Нам пока разгадка не дана…
Берегите отчую планету –
Все-таки у нас она одна.
Может, далека от идеала,
Только без особенных затей
Неба голубое одеяло
Всех нас укрывает, как детей.
Все мы – земляки, а не пришельцы,
Всем нам потому и отвечать:
Будем ли когда, как погорельцы,
В чуждые галактики стучать?
Только вот дождемся ли ответа –
Пусто во В С Е Л Е Н Н О Й, тишина…
БЕРЕГИТЕ отчую планету –
Все-таки у нас она одна.
А.Казанцев
Вспомним, что называется темой текста. (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Основная мысль – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.)
- Тема текста – о нашей планете, которая нас оберегает.
- Запишите предложение, заключающее главную мысль.

Берегите отчую планету –
Все-таки у нас она одна.

- Составьте схему этого предложения.
Есть ли в этом предложении частица? Пользуясь схемой на стр.158, дайте характеристику частицы. (Все-таки – частица, усилительная).
2) Какие вы можете назвать служебные слова? (Предлоги, союзы, частицы).
Выполним следующее задание.
СЛАЙД 3.
ПРЕДЛОГИ: у, от, без, в, во;
СОЮЗЫ: или, а как;
ЧАСТИЦЫ: не, все-таки, и , ли, только, вот.

Учитель. Мы изучили с вами тему «Предлоги». На что они указывают? (указывают на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении). Дайте характеристику предлогов, которые вы выписали (непроизводные, простые).
Что связывают между собой союзы? (связывают однородные члены предложения или части сложного предложения).
Посмотрим, что связывает выписанный вами союз «а» в предложении
Все мы – земляки, а не пришельцы…
Мы начали изучение темы «Частицы», для чего они служат? (1)для образования наклонений глагола; 2) для выражения различных оттенков значения в предложении).
Приведите примеры из домашнего упражнения, где частицы служат для образования наклонения.
Упражнение № 349.
Прекратить – прекрати – прекратите – пусть прекратит – пусть прекратят.
Начинать – начинай – начинайте – пусть начнет – пусть начнут.
Намазать – намажь – намажьте – пусть намажет – пусть намажут.
Выучить – выучи – выучите – пусть выучит – пусть выучат.
Принести – принеси – принесите – пусть принесет – пусть принесут.

Упражнение № 350.
Пусть грянет; да здравствуют; пускай растопчет.

СЛАЙД 4. 3)Объясните лексическое значение слов.

ИДЕАЛ – образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
ГАЛАКТИКА – звездная система, к которой принадлежит Солнце.

СЛАЙД. 5
4)Подберите синонимы к словам «Вселенная», «чуждый».
Вселенная, мир, космос, мироздание (книжн.)
Чуждый, далекий, несвойственный, имеющий мало общего.

СЛАЙД 6.

Какова стилистическая окраска слова «отчий»?

СЛАЙД. 6. Какие поэт использовал средства выразительности в своем стихотворении?
Эпитеты: отчую планету, чуждые галактики.

Метафора: неба голубое одеяло укрывает.

Сравнение: как погорельцы; укрывает, как детей.

Инверсия: неба голубое одеяло всех нас укрывает…
(Нарушение стандартного порядка слов).

2. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
СЛАЙД 7. РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ. По строению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.
Повторим формообразующие частицы. Они образуют форму условного наклонения и форму повелительного наклонения.
Чтение примеров.
СЛАЙД 8. Познакомимся с отрицательными частицами не и ни.
Запишите примеры.
Самая многообразная группа частиц – это модальные частицы. Рассмотрим их.
СЛАЙД 9.
Выполним задание. Необходимо определить разряд частиц.
СЛАЙД 10. Предложения 1- 6 коллективно, 7- 9 самостоятельно.
СЛАЙД 11. Проверка.
СЛАЙД 12. Познакомимся с характером некоторых частиц: бы, ли, же.
Хотя они все служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:
БЫ – «мечтает»;
ЛИ – «сомневается»;
ЖЕ – «утверждает».
Творческое задание домой. Придумайте и запишите примеры, показывающие, что частица «бы – мечтает, ли – сомневается, же – утверждает».
Вывод урока. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с разрядами частиц (формообразующими, отрицательными, модальными), совершенствовали умение отличать частицы от других частей речи.

Приложение.
1.Комплексный анализ текста.
Задание: 1) прочитайте стихотворение, определите тему, основную мысль:

Есть еще такие или нет –
Нам пока разгадка не дана…
Берегите отчую планету –
Все-таки у нас она одна.
Может, далека от идеала,
Только без особенных затей
Неба голубое одеяло
Всех нас укрывает, как детей.
Все мы – земляки, а не пришельцы,
Всем нам потому и отвечать:
Будем ли когда, как погорельцы,
В чуждые галактики стучать?
Только вот дождемся ли ответа –
Пусто во В С Е Л Е Н Н О Й, тишина…
БЕРЕГИТЕ отчую планету –
Все-таки у нас она одна.
А.Казанцев.

2) найдите в тексте примеры употребления служебных частей речи. Выпишите их.

ПРЕДЛОГИ:
СОЮЗЫ:
ЧАСТИЦЫ:

3) объясните значение слов «идеал», «галактика»;

4) подберите синонимы к словам «Вселенная», «чуждый»;

5) какова стилистическая окраска слова «отчий»;

6) какой стиль речи использовал автор в данном стихотворении;

7) какие поэт использовал средства выразительности.
Категория: Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 | Добавил: Татьяна_Ивановна (22.11.2012) | Автор: Рогова Татьяна Ивановна E
Просмотров: 2276