Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела

Пашкова Т.В [3]
Еременко С.О [3]
Олифиренко Т.Г. [7]
Мезенцева Ирина Павловна [3]
Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Матафонова Светлана Алексеевна [1]
Мирошниченко Ольга Николаевна [3]
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Шулякова Н.А. [1]
Шулякова Н.А учитель биологии МОУ СОШ №11
Козаченко Е.О [3]
Учитель физики МОУ СОШ №11 Козаченко Е.О.
ВОЛОБУЕВА Л В [1]
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ-СОШ №11
Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [28]
Кубановедение [13]
ШАРАХОВА И.И [1]
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №11 ШАРАХОВА И.И
ЛЕЗИНА О.С. [3]
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира ЛЕЗИНА О.С.
Решетникова Диана Андреевна [1]
Уучителя начальных классов школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира Решетникова Диана Андреевна E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Рубан Ирина Алексеевна [1]
КРЕВНАЯ Г. Н. [3]
Сапелкина К. Г. [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » Статьи » Из опыта работы учителей » Решетникова Диана Андреевна [ Добавить статью ]

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ЗНАНИЙ О ВЛИЯНИИ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ
Влияние человека на природу в содержании вариативных курсов представлено, преимущественно, природоохранными аспектами, и это содержание не способствует формированию у младшего школьника образа желаемой картины мира из будущего природы и общества, представлений о своем месте в этом мире.
Каковы психолого-педагогические предпосылки и методические особенности процесса усвоения знаний о влиянии человека на природу в начальной школе? Во-первых, взаимодействие младшего школьника с окружающим миром дает ребенку познание окружающего мира в его целостности. Во-вторых, растущий человек приобретает и осмысливает опыт рационально-научного познания и эмоционально-ценностного общения с людьми, обществом и природой. Этот процесс включает ознакомление с культурными ценностями, общественными идеями и идеалами общества. Познание дает человеку возможность изучить накопленную в обществе информацию, отобрать из нее самое важное, выработать на ее основе систему жизненных ориентиров. Как известно, нормативный компонент содержания широко представлен в курсе «Окружающий мир». В-третьих, растущий человек постепенно приобретает способность к саморегуляции, которая выражается в умении соотносить личное с общим, индивидуальное с общественным, возможности оценивать свое взаимодействие с окружающей действительностью. Ребенок, усваивая социально устоявшиеся нормы нравственного и безопасного поведения, социализируется.
Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Учитель даже с небольшим опытом работы знает, что ребенок 6–9 лет существо социальное, стремящееся не только к познанию предметного мира, но и мира человеческих отношений. Более того, младший школьник начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов («правильно – неправильно», «можно – нельзя», «красиво – некрасиво», «нравственно – безнравственно» и т. п.).
Конечно, формирование этих жизненных ценностей во многом зависит от «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), то есть от условий, которые создаются в процессе обучения и воспитания. И первым таким условием является знакомство детей с различными сторонами окружающей природы, человеческой культуры, образцами поведения в обществе и др.
Таким образом, отличительная черта любого младшего школьника - интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Младшего школьника уже интересуют «философские проблемы» - о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении вселенной о прошлом и будущем и т. п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о взаимоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в обществе взрослых, сверстников), которые помогают ребенку социализироваться. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения взрослых - рассказы о героических подвигах, исторических событиях, путешественниках и т. п. Дети начинают анализировать эмоциональные от ношения со сверстниками: возникает дружба, привязанность, осознанное стремление к лидерству и т. п.
Особое значение имеет состав представлений о воздействии человека на природу в процессе профессиональной деятельности человека. Позитивное влияние человека на природу осуществляется через профессиональную деятельность[1, С.34]:
- труд человека по созданию и выращиванию пород домашних животных и сортов культурных растений. Профессии: селекционер, ветеринар, агроном, механизатор, дояр, и др.
- труд человека по созданию «красивого в окружающей среде». Профессии, «приближающие» природу к человеку: дизайнер, садовод, техник-озеленитель и др.
- труд человека по изучению природы и восстановлению численности природных объектов, «оздоровлению» природы. Профессии: ученый-ботаник, зоолог, энтомолог, лесник, эколог и др.
Необходимость принципа экологизации содержания ознакомления с окружающим миром детей 6-9 лет подтверждена как в теоретическом (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный и др.), так и в методическом плане (Л.П. Салеева, А.Е. Тихонова, Е.М. Гринева, Г.Г. Ивченкова, А.А. Плешаков и др.). Однако этот принцип реализовывался применительно к природоведению, не устанавливалась преемственность с предшествующими возрастными этапами, недостаточно раскрывалось взаимодействие между человеком и природой. Причиной низкого уровня нравственного отношения к природе детей исследуемого возраста является, на наш взгляд, тенденция формирования нравственных ценностей через оценку негативного отношения к природе. Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что знания о том, как не надо относиться к природе, не определяют всего спектра нравственного поведения: дети раскрывают понятие «хорошо относиться к природе» только через отказ от негативных поступков («нельзя бить животных, ломать ветки» - ответ шестилетнего ребенка; «нельзя загрязнять реки, воздух» - ответ десятилетнего ребенка). Не совершая дурных поступков по отношению к природе, они не склонны проявлять заботу, помощь, защиту. Беспокоит и преобладание утилитарного отношения детей этого возраста к природе, тогда как нравственно-эстетическая оценка природы соответственно снижается. Это определило необходимость экологизации содержания сведений об окружающем мире: последовательном раскрытий связей в системе «человек-природа», положительных правил взаимодействия с природой, эстетической ценности природных объектов и явлений.
Анализ детских ответов на вопросы «Любишь ли ты дежурить в уголке природы?», «Принимаешь ли ты участие в уходе за растениями и животными?». «Есть ли у тебя дома уголок природы?» и др., а также анализ деятельности, которую организует учитель, показали, что только 45% детей 6-7 лет любят трудиться в природе, а принимают участие в уходе за животными и растениями меньше 20%. Но и эти цифры к концу начальной школы уменьшаются соответственно до 30% и 16%. Причин такого положения несколько. У детей отсутствуют необходимые знания и конкретные трудовые умения, они не осознают необходимость труда в природе, не устанавливают зависимости между состоянием объекта природы и своим трудом. Так, на вопрос «Зачем нужно трудиться в уголке природы?» многие отвечают «Так надо», «Учительница велела», «Все по очереди дежурят». Часто преобладает эгоистический мотив труда в природе: вырастим лук для себя, соберем природный материал для поделок, заведем аквариум и будем любоваться и т.п.
Все это привело к необходимости пересмотреть организацию труда детей младшего школьного возраста в природе и отработать требования к этой детской деятельности.

Литература:
1.    Виноградова, Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: дис. док. пед. наук : 13.00.01 : защищена 15.07.94 / Виноградова Наталья Федоровна. – М., 1994. – 50 с.
2.    Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультета педагогики и методики начального образования педвузов / А.В. Миронов - М.: Педагогическое общество России, 2002.
3.    Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Р.А.Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4.    Тарасова, Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов /Т.И. Тарасова // Воспитание школьников. - 2006.– №6. - С. 32-35.
учитель начальных  классов: Решетникова Диана Андреевна
E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Категория: Решетникова Диана Андреевна | Добавил: mousosh11 (06.05.2010)
Просмотров: 2383