Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела

Пашкова Т.В [3]
Еременко С.О [3]
Олифиренко Т.Г. [7]
Мезенцева Ирина Павловна [3]
Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Матафонова Светлана Алексеевна [1]
Мирошниченко Ольга Николаевна [3]
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Шулякова Н.А. [1]
Шулякова Н.А учитель биологии МОУ СОШ №11
Козаченко Е.О [3]
Учитель физики МОУ СОШ №11 Козаченко Е.О.
ВОЛОБУЕВА Л В [1]
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ-СОШ №11
Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [28]
Кубановедение [13]
ШАРАХОВА И.И [1]
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №11 ШАРАХОВА И.И
ЛЕЗИНА О.С. [3]
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира ЛЕЗИНА О.С.
Решетникова Диана Андреевна [1]
Уучителя начальных классов школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира Решетникова Диана Андреевна E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Рубан Ирина Алексеевна [1]
КРЕВНАЯ Г. Н. [3]
Сапелкина К. Г. [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » Статьи » Из опыта работы учителей » Рубан Ирина Алексеевна [ Добавить статью ]

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" (3 класс)
Цели: 
- познакомить детей с одним из важнейших событий, происходивших в истории русского народа, Куликовской битвой;
 - привить любовь и чувство гордости к русскому народу, сражавшемуся за освобождение Руси;
- развивать любознательность и пытливость ума  и умение анализировать происходящие исторические события.

Оборудование:
1. Презентация «Куликова битва».
2. Видеофильм «Куликово поле. Битва за Москву».
3. Карточки с именами князей.
4. Интерактивная доска.
5. Разрезная пословица.
6. Тест по теме.

Ход урока
I.    Организационный момент.
II.    Повторение ранее изученного материала.
Учитель: - Сегодня у нас, ребята, не совсем обычный урок. Мы с вами путешествовали  по Египту и  Греции, были в Древнем Китае и Шумерах, плавали по рекам Африки и покоряли Америку вместе с Калумбом. Сегодня мы с вами отправимся в определенный исторический отрезок времени и увидим своими глазами события, происходившие на территории Древней Руси.

Учитель: - Вы уже познакомились с природными условиями Залесского края, где зарождалась современная Россия.

Учитель: - Где располагался этот край?

Дети: - Залескими называли края между Окой и Волгой. Они были отделены от Киева труднопроходимыми, густыми лесами.

Учитель: - Почему этот край назывался Залесский?

Дети: - Этот край называли так, потому что  здесь преобладала зона лесов.

Учитель: - Какие сообщества еще можно было встретить в этой зоне?

Дети: - Озеро, луг, поле и соответственно сообщество лес.

Учитель: - Замечательно. Но давайте вернемся к зарождению Руси. С чего же оно начиналось?

Дети: - Начало ей положил маленький  деревянный городок Москва. По летописи он известен с 1147 года, когда его посетил князь Юрий Долгорукий. Хотя археологи утверждают, что поселения здесь существовали намного раньше.

Учитель: - Определите, какой это век?

Дети: - Это 12 век.

Учитель: - И все дальнейшие события будут происходить вокруг этого городка. Но обратимся к летописи.

Учитель: - А что такое  летопись?

Дети: - Летопись это то, события, описываемые в старину.

Учитель: - Давайте, обратимся к словарю.

Летописи в России это исторические произведения 11-17 веков, в которых повествование велось по годам.

Учитель: - А почему их так называли?

Дети:  /Дают ответы/

Учитель: - Потому что рассказ о событиях каждого года  обычно начинался словами в «лето», отсюда и название.

Учитель: - Давайте обратимся к летописи. В ней мы встречаем следующие имена: / на доске прикрепляются карточки/
Князь Даниил Александрович, Иван Иванович Красный, Александр Невский, Иван Даниилович Калита, Дмитрий Иванович.

Учитель: - Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Дети: - Родство.

Учитель: - Как вы догадались?

Дети: - Можно догадаться по отчеству и по времени, в котором они жили.

Учитель: - Молодцы! Установите их родство!

Дети: - Александр Невский, Князь Даниил Александрович, Иван Даниилович Калита, Иван Иванович Красный, Дмитрий Иванович.

Учитель: - Все это люди выдающиеся, которые не зря занесены в летопись России. Что вы можете о них рассказать?
/Дети рассказывают о русских князьях/

Учитель: - Что же происходило с Москвой, которая досталась в наследство князю Даниилу?

Дети: - Москва расширялась, т.к. находилась в очень удобном месте. Она возвышалась на высоком холме над рекой Москвой и являлась удачным местом для торговых караванов, как по рекам, так и по суше. Люди стекались сюда со всех сторон. А чем больше в княжестве людей, тем больше податей, а значит можно укрепить свою армию. Особенно прославился князь Иван Данилович, по прозвищу Калита.

Учитель: - А что такое калита?
Дети: - Кошель, мешок с деньгами.

Учитель: - Так почему же его так прозвали?

Дети: - Он деньги с податей тратил на покупку земель, тем самым укрепил Московское княжество.

Дети: - А еще он освободил Русь на 40 лет от выплаты дани ордынскому княжеству.

Учитель: - Давайте проследим, что же произошло с Русью за данный промежуток времени:
1.Усилирось влияние Руси.
2. Москва стала центром объединения русских земель.
3. Изменилось сознание людей.
4. Русь получила 40 летнюю передышку.

Учитель: - Перед русским народом стал вопрос: доколе же им быть данниками Золотой Орды? И отвечать на этот вопрос пришлось внуку Калиты князю Дмитрию Ивановичу.

III.    Введение нового материала.

Учитель: - Из-за ранней смерти отца князь Дмитрий вступил на московский престол в девятилетнем возрасте и уже в десять лет возглавил московскую рать. Командовали, конечно, опытные воеводы, но присутствие князя поднимало дух.
   Отношения Дмитрия с Ордой все время обострялись, и наконец он отказался выплачивать дань. В 1380 году огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь. Навстречу ему к Дону вышли русские рати. На военном совете по предложению князя Дмитрия было решено перейти Дон и принять бой на Куликовом поле. Выбор этого места показывал намерение русских воинов сражаться до последнего, потому что в ходе боя переправиться назад было невозможно.
   Воеводы и князья уговаривали Дмитрия Ивановича не становиться впереди войска биться, на что князь ответил им: «Да как же я скажу кому-нибудь: «Братья, встанем крепко на врага!» - сам встану сзади и лицо свое скрою? Не могу я так сделать…»

Учитель: - Перед боем князь Дмитрий обратился к своему войску с такими словами…, но, к сожалению, эта фраза рассыпалась на отдельные слова. Попробуйте ее собрать.
Смерть, лучше, позорная, жизни, честная.

Дети: - «Честная смерть, лучше позорной жизни!»
Учитель: - Как вы понимаете эти слова?

Дети: - Лучше умереть с достоинством, чем жить всю жизнь с позором.

Учитель: - Молодцы! У этой фразы есть еще продолжение: «Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться!»

Учитель: - Утром 8 сентября 1380 года, когда рассеялся туман, русские увидели вдалеке расшитый золотом шатер Мамая, а перед ним неисчислимые полчища ордынцев. / Слайд 7/

Учитель: - Силы обеих сторон располагались следующим образом. / Работа с интерактивной доской. Слайд 8/

Учитель: - По обычаям тех времен битва начиналась единоборством. Из ордынских рядов выехал богатырского вида воин Челубей и стал вызывать себе противника из русской рати. Вперед выступил воин – монах Пересвет. /Слайд 9/
   Сев на коня, Пересвет пустил его во весь дух навстречу противнику. На всем скаку сшиблись они копьями. Удар был так силен, что кони едва устояли, присев на задние ноги. А оба всадника пали мертвыми, пронзенные копьями. Началась великая битва. /Слайд 10/

Учитель: - Ордынская конница ударила по передовому полку./Слайд 11/ Стойко боролись русские люди, а вместе с ними, переодевшись в доспехи рядового воина бился князь Дмитрий. Но после нескольких часов жестокой сечи ордынцам удалось потеснить русских ратников. /Слайд 12/

Учитель: - Враг уже собирался праздновать победу, когда неожиданно в их тыл ударил засадный полк, заранее скрытый Дмитрием в недалёкой роще. /Слайд 13/ Одновременно перешли в наступление и другие русские полки. /Слайд 14/ Врагов охватило смятение. Мамай бросился бежать, а за ним и все Ордынское войско.

Учитель: - Я хочу показать вам фрагмент фильма о Куликовской битве, как она запечатлена в летописи. /Запись видеофильма 23:37 и 27:52/

Учитель: - Страшное зрелище представляло собой Куликово поле. Повсюду грудами лежали тела погибших, стонали раненые /Слайд 15/.  Много русских людей пало в тот день на Куликовом поле. Погибли многие князья и бояре и тысячи ратников, собравшихся со всей Русской земли. Их имена вошли в историческую память русского народа.


IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: - Конечно же,  Русь окончательно не избавилась от ордынского ига, но эта битва имела огромное значение для нашего народа.

Учитель: - Как вы думаете, в чем оно заключалось?.

Дети: 1. Эта битва показала, что с Золотой Ордой можно и нужно бороться.
          2. Единое войско.
          3. Выросло значение Москвы и московских князей.
          4. люди поверили в то, что зависимость не будет вечной.

Учитель: -  В честь великой победы народ прозвал князя Дмитрия Донским. Как вы думаете, почему?

Дети: - Потому что битва проходила около реки Дон и была с честью выиграна.

Учитель: - Вам понравился рассказ, который нам поведали летописцы? А сейчас я предлагаю проверить, как внимательно вы слушали его.

V. Работа с тестом.

Учитель: - У вас на столах лежит тест. Вы должны выбрать правильный ответ, посмотреть на рядом стоящую букву и вписать ее по порядку в табличку. В результате, если вы выбрали правильные ответы, то у вас получится ключ к тесту. Потом вы его мне назовете, но только подняв руку.

Тест.
1.Кому достался в наследство московский княжеский удел?
Р) Ивану Данииловичу
П) Даниилу Александровичу
О) Дмитрию Ивановичу
2. Во сколько лет князь Дмитрий возглавил московскую рать?
Д) 11 лет
С) 9 лет
О) 10 лет
3. Почему на военном совете было принято решение сражаться на Куликовом поле?
Д) В ходе боя назад переправиться было невозможно
М) Легче было окружить войско врага
Е)  С другой стороны могла прийти помощь
4. Кто вступил в поединок с Челубеем?
А) Ослябя
Г)  Боброк
В) Пересвет
5. При правлении какого князя Русь получила 40 летнюю передышку от ордынского иго?
Г) Александр Невский
И) Иван Калита
Л) Дмитрий Донской
6. Кто впервые ввел закон о престолонаследии?
Г) Дмитрий Донской
Е) Александр Невский
Н) Иван Калита



                   

Учитель: - Какое слово у вас получилось?

Дети: - Подвиг.

Учитель: - Молодцы! Я не зря зашифровала это слово. Хочу обратиться еще раз к Слайду 1 и прочесть вам слова Евгения Евтушенко

Невозможно быть русским,
Непрядву сочтя за ручей,
Не любя свой народ,
Не полюбишь ничей.

Учитель: - Как вы понимаете эти слова?

Дети: - Непрядва – это, конечно же, не ручей, а большая река. И не возможно считать себя русским человекам, не зная своей истории и подвигов, которые совершал русский народ во имя освобождения России.

Учитель: - И в преддверии 65-летия победы, которую одержал русский народ в Великой Отечественной войне, мы будем говорить о ратных подвигах русского народа, дух и волю которого сломить невозможно.

VI. Итог урока.
Учитель: - Что вам понравилось на уроке?
                - Что больше всего запомнилось?
                - Какие уроки мы вынесли из этой исторической битвы?
Категория: Рубан Ирина Алексеевна | Добавил: mousosh11 (06.05.2010)
Просмотров: 5615