Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела

Пашкова Т.В [3]
Еременко С.О [3]
Олифиренко Т.Г. [7]
Мезенцева Ирина Павловна [3]
Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Матафонова Светлана Алексеевна [1]
Мирошниченко Ольга Николаевна [3]
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Шулякова Н.А. [1]
Шулякова Н.А учитель биологии МОУ СОШ №11
Козаченко Е.О [3]
Учитель физики МОУ СОШ №11 Козаченко Е.О.
ВОЛОБУЕВА Л В [1]
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ-СОШ №11
Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [28]
Кубановедение [13]
ШАРАХОВА И.И [1]
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №11 ШАРАХОВА И.И
ЛЕЗИНА О.С. [3]
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира ЛЕЗИНА О.С.
Решетникова Диана Андреевна [1]
Уучителя начальных классов школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира Решетникова Диана Андреевна E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Рубан Ирина Алексеевна [1]
КРЕВНАЯ Г. Н. [3]
Сапелкина К. Г. [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » Статьи » Из опыта работы учителей » Сапелкина К. Г. [ Добавить статью ]

Тема урока «Сколько приданных, столько и женихов. Лишних нет- бесприданницам-то и недостает» (V/12)
Тема урока «Сколько приданных, столько и женихов.
Лишних нет- бесприданницам-то и недостает» (V/12)

Цели урока:
1. Обучающая- через индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование вывести учеников на самостоятельный анализ содержания произведения.
2. Развивающая- развитие творческих способностей, умений сопоставлять, анализировать, развитие умений и навыков коллективной работы
3. Воспитательная- воспитать у учащихся интерес и любовь к русскому сценическому искусству, умения давать правильную оценку таким категориям , как добро-зло, любовь-предательство.
Задачи:
1.Написание творческой работы с использованием домашнего задания ( свой вариант обложки к книге Н.Островского «Бесприданница») по данной теме.
2. Подготовить учащихся к написанию сочинения рассуждения по драме Н.А.Островского «Бесприданница»

Индукция.
Мы продолжаем знакомство с пьесой А.Н.Островского Б»Бесприданница», сороковым , юбилейным произведением.
В 70-е годы 19 века. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, тянутся к европейскому образованию. Патриархальная простота быта и нравов уходили в прошлое, народная песня вытесняется романсом, язык купцов осваивает нормы общеупотребительного литературного языка. Купцы стали претендовать на роль столпов и хозяев жизни, возводящих наживу и корыстный расчет в «высший принцип». Каково же место женщины в этом мире «новых буржуа»?
Изменилось ли отношение к ней к концу 19 в. или осталось таким же, как и сто лет назад?
Многие русские художники рассматривали эту тему, давайте познакомимся с некоторыми работами

1.Красою женщин восхищались
Ценили их как дочь, как мать,
Но никогда не предлагали
Им за себя судьбу решать.

2.Нет в мире денег совершенства,
Без чувств сердечных счастья нет.
Но сватать юную невесту
Пришел не юноша-корнет ( «Сватовство майора» П.А.Федотов)

3. Кто виноват в неравном браке,
Она иль он, или судьба?
Продав её за чин и деньгм,
Родные предали дитя («Неравный брак» Пукирев В.В.)

4. И карамзинского героя
Не обошла монеты власть.
Его любовь, предавши Лизу,
В мужья к старухе продалась. («Бедная Лиза». Гравюра на дереве худ.Г.Д.Епифанов)

5.А что Печерин, где же счастье?
Купил любовь он за коня.
Каприз души его исполнив,
Она погибла, но любя («Герой нашего времени»)

6.И Катерина в «темном царстве»
Предательства не прижилась.
Она хотела быть счастливой,
Но как судьба с ней обошлась?

7.Свою воспитанницу может
Как собственную вещь отдать
Хозяйка замуж за дьякона
Или военному отдать ( И.В.Неврев «Воспитанница»)

-Какие мысли, чувства, ощущения, ассоциации, мысли вопросы возникли у Вас? Запишите на своих индивидуальных листках

К подлинному смыслу драмы театральная критика пробивалась с большим трудом. В публицистических изданиях 1998 «Новом мире», (18.01) и «Московских ведомостях» (19.11) театральных рецензенты отзывались о драме так: «… мы получили подновленные старенькие мотивы.., множество диалогов, вместо действий…». «Бесприданница» есть широко задуманная бытовая картина. Единственным исключением стала статья В.П.Буренина, который утверждал : «Драма Островского…задевает одну из самых жгучих ран…печальной современности. В драме нарисована простая , но глубоко верная картина… бесстыдного и холодного бессердечия».
Современное прочтение пьесы Э.Рязановым в фильме «Жестокий романс» тоже вызвало бурные споры. По словам Э.Рязанова одной из главных идей сценария было показать «героев, как людей, не только прошедшего, но и сегодняшнего времени. Сценарист исходил из того, что «страсти, ревность, любовь, измена, измена, предательство- в основе своей за сто лет не так уж изменились». За это его упрекал критик Масловский.
Рязанов пишет, что Волга стала одним из главных действующих лиц фильма, а наряду с ней «одним из героев стал пароход»
Костелянец считает, что пароход, ресторанная обстановка в нем, ужин, цыганы с их плясками и песнями на палубе- все это занимает много экранного времени не зря. Так Паратов создает ту атмосферу «сладкой жизни», соблазном которой экранная Лариса противостоять бессильна.
В финале «жестокого романса» Лариса, отплясав, уходит с Паратовым в отдельный кабинет, финал «Бесприданницы более целомудренен: пятном на честь Ларисы легло бегство из дома жениха, поэтому для неё отказ Паратова жениться на ней -драма

Я думаю, что прослушав это сообщение, вы сумеете ответить на вопросы , данные в первой карточке. Запишите свои ответы на индивидуальных листках.
Карточка №1
1. Согласны ли вы с утверждением Рязанова, что страсти ревность, любовь , измена, предательство в основе своей за сто лет не изменились
2.Может ли любить Паратов, заявляющий, что дл него «ничего заветного нет?»
3.Любит ли Карандышев Ларису? Чем он решил купить любовь героини?
4. Жестокую роль сыграла алчная до денег Харита Игнатьевна в судьбе своей дочери: Вожеватов и Кнуров платят за удовольствие быть в доме у Огудаловых». Что же тянет их туда снова и снова??

-А теперь обсудите в парах, в группе, запишите на общий лист группы, дополните свои записи

Малое афиширование
-А теперь каждая группа расскажет о том, что они наработали
Самоконструкция

Чтобы понять трагичность положения Ларисы, нам необходимо знать, какие люди её окружали, как они к ней относились.
Малое афиширование
-А теперь каждая группа расскажет о том, что они наработали

Для того, чтобы понять безысходность положения Ларисы, неизбежность её гибели и ответить на вопросы карточки №3, послушайте следующую информацию.
1.Выразительное чтение д.4, явл.8 (Лариса и Вожеватов)
2.Инсценировка : Д.4, явл.7 ( в конце исполняется романс «А на последок…» ( Лариса и Паратов)
3. Кадры из к/ф «Жестокий романс» ( Вожеватов и Кнуров)
Карточка №2
1.Кнуров и Вожеватов, как близкие люди считают, что обязаны принять участие в судьбе Ларисы. Какова «цена» этого участия? Заслужила ли Лариса такую цену?
2. Почему именно от руки Карандышева, «Смешного человека», погибает Лариса?
3. Последние слова Ларисы прозвучали без тени упрека: (д.4, явл.11)»Я не хочу мешать никому! Вам надо жить, а мне,..надо умереть…Я вас всех, всех люблю…»
Что это за всепрощение?

IV.Социоконструкция,

Используя наработанный материал из индивидуальных листков и используя домашнюю работу ( свой вариант обложки) к драме. Островского «Бесприданница», напишите творческую работу на одну из предложенных тем ( на доске):
1. Какова «цена» любви?
2. «Все перемучиваюсь вновь…была ль любовь?»
3. «Почему погибает Лариса?»

V .Социализация и афиширование.
Ученики выступают со своими работами, выполненными в одном из предложенных жанров с использованием дом. Заготовки ( обложки)
VI.Проект мастера. Разрыв.
Учитель зачитывает свою работу.

VII. Этап «мягкой коррекции»
-сравните ваш проект с моим, отметьте, что у нас совпало?
-чем отличаются наши работы?

VIII.Домашнее задание.

Прежде чем мы подведем итоги нашей работы, и для того, чтобы вы смоли поделиться своими мыслями, дать ответы на вопросы, возникшие у Вас, натолкнувшие на какие-то мысли, выводы, я предлагаю вам дом. Работу: Сочинение-рассуждение на одну из предложенных на доске тем:
1. «Любила ты, и так, как ты, любить- нет никому её не удавалось» (Ф.Тютчев)
2. «Трагедия Ларисы- это трагедия девушки, обманутой в своем первом ( и последнем) серьезном чувстве
3.»Дорогой бриллиант-дорогой и оправы требует» ( V.17)
4. Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла бы стать Судьба Ларисы в этом случае?.
5.Судьба Ларисы Огудаловой- судьба многих современных женщин. Верно ли это утверждение.

IX.Рефлексия.
На протяжении веков, начиная с библейских времен, женщинами восхищались, им посвящались рыцарские турниры, из-за «прекрасных Елен» начинались войны, женщин воспевали поэты и музыканты, живописцы, но вместе с тем, начиная с библейских времен женщина была несвободна в любви, в семье, в социальной жизни.
Сегодня мы размышляли над судьбой одной из таких литературных героинь , которыми восхищаются и все же угнетают, губят.
И если сегодняшний урок помог вам понять и по-новому оценить себя и других, если история Ларисы Огудаловой вас взволновала, заставила сопереживать, если вы считаете, что любовь стоит того, чтобы умереть за миг счастья как бабочка в пламени свечи, то наклейте на лист бабочку.
Если же вы, как Кнуров и Вожеватов , считаете, что любовь и счастье можно продать и купить, что можно распоряжаться человеческими судьбами, то киньте в кошелек свою монетку
Но если тема сегодняшнего урока вас не затронула, что любовь, деньги- это не главное, что надо жить легко, в свое удовольствие, ни о чем не задумываясь, то наклейте на лист белый пароход- символ беззаботной, красивой жизни, «пустой» жизни.
А пока ребята работают, послушаем романс из к/ф «Жестокий романс» в исполнении учениц.

Вывешиваются листы с рефлексией.
Заключение.

Герои пьесы утверждали,
Что не хватает женихов
Для бесприданниц, у которых
Нет денег, хоть и есть любовь
Не в деньгах счастье, говорится,
Но все желают их иметь
И если нету счета в банке,
То можно «в девках» век сидеть.
Я всем желаю, чтобы в жизни
Не приходидось вам страдать.
И чтоб в приданое просили
Не деньги, а любовь отдать.

Спасибо, наша мастерская закрыта.

Лист контроля работы учащихся

( 3 балла - работа полностью выполнена;
2 балла - работа выполнена, но есть недочеты;
1 балл - работа выполнена частично;
0 баллов - работа не выполнена)

Ф.и. учеников Индукция 1 карточка 2 карточка Творческая работа Оценка
Группа №____ Вопросы Вопросы
1 2 3 4 1 2 3

Творческая работа учителя
Я по берегу Волги неспешно иду
Я по берегу Волги с бедою бреду,
Я мечтала , что жизнь будет вечно в цветах
Но реальность мечты обратила все в прах.

Я порхала как бабочка в отчем дому
Пела песни, плясала в цыганском кругу.
И теперь в храм святой не посмею вступить,
Потому что грехов мне вовек не отмыть

Первый грех мой во мне поддержала и мать
Стала платья мне шить и гостей приглашать
Стала мать напоказ в доме все выставлять,
чтоб меня подороже, если сможет, продать

Грех второй мой- гордыня, не хотела понять
Я того, кто несмело любить мог и ждать
Замуж я за него собралась выходить
Только я не смогла бы такого любить

Он был жалок, смешон, он от счастия млел,
Что со мной, наконец, обручиться сумел.
Был позорен обед, что он дал в мою честь.
Были горьки вино и насмешки и лесть.

Третий грех мой во мне пробудила любовь.
Я забыла про стыд, про обычай отцов.
Захотелось любить не того, кто жалел,
а влюбилось в того, кто жесток был и смел.

Он меня поманил, за собою позвал
Был прекрасен тот вечер, он любовью дышал.
Но потом он сказал, что должна я простить,
что женою ему никогда мне не быть

За любовь мою цену назначил купец
А ведь вел себя раньше, будто добрый отец.
Словно ценную вещь стал меня покупать:
Предложил мне его содержанкою стать.

Растоптали любовь, и поругана честь
Мне теперь остается одно-умереть.
Я высокую цену буду нынче платить,
Чтоб ценой своей жизни все грехи замолить

Категория: Сапелкина К. Г. | Добавил: PechonovS (01.03.2011)
Просмотров: 2390