Положение о социально-психологической службе МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
1. Общие положения
1.1.Социально-психологическая служба создана на базе МОУ-СОШ № 11 имени В.В. Рассохина и предназначена для оказания помощи детям и подросткам, имеющим трудности в обучении и личностном развитии, а также для профилактики возникновения социально-психологических дезадаптаций у учащихся. Социально-сихологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
1.2.Работа социально-психологической службы основывается на общечеловеческих этических нормах, принципах гуманизации и дифференциации образовательного процесса.
1.3.Социально-психологическая служба руководствуется Конституцией и законом Российской Федерации об Образовании; Конвенцией ООН о правах ребенка; решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости, социальной защиты обучающихся, а также Уставом школы, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией.
1.4. Социально-психологическая служба поддерживает и развивает контакты с соответствующими организациями и специалистами: ОПНД, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом социальной поддержки населения, управлением образования по защите семьи и детства.
2. Цели и задачи социально-психологической службы
2.1.Цель социально-психологической службы – создание в учебно-воспитательном процессе благоприятных условий, способствующих психическому и личностному развитию ребенка для профилактики и преодоления социально-психологической дезадаптации учащихся.
2.2. Основные задачи социально-психологической службы:
• обследование школьников по программе диагностического минимума;
• выявление детей и подростков с признаками социально-психологической дезадаптации и исследование причин ее возникновения;
• комплексное изучение социальных, психологических аспектов развития ребенка, выявление позитивных ресурсов его личности;
• проведение психолого-социально-педагогических консилиумов с целью выбора средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников с присущими им особенностями общения и обучения;
• внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной адаптации;
• составление психолого-педагогических заключений по результатам проведенных исследований с целью ориентации преподавательского коллектива, родителей или лиц, их заменяющих, в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
• психолого-педагогическое просвещение педагогов;
• осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, создание правового пространства школы;
• оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде.
2.3. Взаимодействие внутри службы:
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с "трудными" детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
2.4.Основные направления работы
Социальный педагог:
Проверка посещаемости занятий учащимися.
Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
Взаимодействие с органами.
Развитие индивидуальных способностей учащихся.
Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Психолог:
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию
3. Структура и организация социально-психологической службы
3.1. Структуру и организацию социально-психологической службы утверждает директор школы.
3.2. В состав социально-психологической службы входят психолог, социальный педагог, и могут привлекаться зам. директора по учебно-воспитательной работе, медицинский работник, логопед, учитель-дефектолог, классные руководители, педагоги-предметники.
3.3. Социально-психологическая служба оказывает помощь детям и подросткам:
• самостоятельно обратившимся за помощью;
• по запросу педагогов;
• по обращению родителей или лиц, их заменяющих.
3.4. Основной функциональной единицей социально-психологической службы является школьный психолого-педагогический консилиум, на котором разрабатывается общая стратегия сопровождения ребенка, имеющего трудности в обучении и личностном развитии, в основных сферах его школьной жизнедеятельности.
3.5.Участниками психолого-педагогического консилиума являются основные субъекты образовательного процесса в школе:
• классный руководитель;
• педагоги-предметники, связанные с решением проблем конкретного ребенка;
• социальный педагог.
Главной сферой деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетным (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
• педагог-психолог, который работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
- педагог-логопед: осуществляет коррекцию дефектов устной и письменной речи у детей, формирование у них предпосылок (лингвистических и психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку. Сравнительный анализ работы учителя – логопеда в начале и в конце учебного года показывает, что в конце учебного года большинство учащихся имеют норму в логопедическом заключении.
• заместитель директора по воспитательной работе;
• председатель консилиума – заместитель директора по учебной работе.
3.6. Заседание психолого-педагогического консилиума проводится один раз месяц.
3.7. Контроль за выполнением решений консилиума осуществляет заместитель директора по учебной работе.
3.8. Отслеживание результатов проводимой работы осуществляется на последующих заседаниях консилиума.
3.9. Социально-психологическая служба в случае необходимости направляет детей и подростков с трудностями школьной и социальной адаптации на консультации узких специалистов медицинской службы.
3.10. Диагностическая и коррекционная работа с детьми и подростками осуществляется с согласия родителей или лиц, их заменяющих.
|