Школа занковцев
Сегодня в начальной школе
Прощание с Азбукой 1"Б" >>> просмотреть материал добавлен: 21.03.2014; просмотров: 573 |
Прощание с Азбукой 1"А" >>> просмотреть материал добавлен: 20.03.2014; просмотров: 653 |
Школьный тур муниципальной олимпиады по предметам >>> просмотреть материал добавлен: 14.02.2014; просмотров: 560 |
3 «Б» в домашнем зоопарке «Мадагаскар» >>> просмотреть материал добавлен: 15.12.2013; просмотров: 488 |
День матери в 3 "Б" >>> просмотреть материал добавлен: 10.12.2013; просмотров: 504 |
Урок по программе "Разговор о правильном питании" по теме "Удивительные превращения пирожка" >>> просмотреть материал добавлен: 10.12.2013; просмотров: 989 |
«Повышение качества урока посредством использования ИКТ в процессе обучения младших школьников» >>> просмотреть материал добавлен: 07.12.2013; просмотров: 818 |
День музея >>> просмотреть материал добавлен: 04.12.2013; просмотров: 449 |
Праздник ко Дню матери в 3 "А" классе >>> просмотреть материал добавлен: 01.12.2013; просмотров: 472 |
Весёлые старты 2"В" >>> просмотреть материал добавлен: 01.12.2013; просмотров: 464 |
Профессиональное самообразование.
Наша начальная школа является экспериментальным Федеральным научно -методическим Центром Л.В. Занкова. Цель этой системы, по которой работают наши учителя - достижение оптимального общего развития каждого ребёнка: его ума, воли, чувств и нравственных представлений. Чего нельзя сказать о классической классно -урочной традиционной системе, которая ориентирована « на образование рассудка, а не на образование души».
С системой обучения « по Занкову» я познакомилась, когда одновременно с дочерью поступила в первый класс МОУ-СОШ №11 г.Армавира ( я - учителем 1 «Б» класса, а дочь - ученицей 1 «А») в 2002 году. Честно говоря, отдавая ребёнка в школу и придя сюда же в качестве учителя начальных классов, я готовилась к тому, что у меня с дочерью будут большие трудности. Но оценивая, первый год обучения по этой системе, я отметила для себя, что все эти опасения - лишь предубеждения, сложившиеся в результате обучения по стандартной программе. Весь процесс был большой нагрузкой на память. Объём заучиваемого материала возрастал, но на очень редких олимпиадах обнаруживалось вдруг, что есть ещё* и нестандартные задания, выходящие за рамки привычных учебников. Я на примере программы Занкова с удивлением обнаружила, что можно всему учиться и учить, но по-другому. Ученик здесь - главная фигура образовательного процесса. Неслучайно первая заповедь занковского урока - «идти от детей», идти от того, что значимо для детей, поддерживать их интерес к познанию, улавливать их трудности, преодолевать их вместе с детьми. Учеников - занковцев отличает тяга к знаниям, их творческое отношение к предметам. Детям очень нравится учиться. Для беседы на уроках они самостоятельно готовят много дополнительного материала, делятся своими впечатлениями, прислушиваются к советам своих товарищей, рассуждают, экспериментируют, спорят, не боятся высказывать своё мнение. Таким образом, они вместе, направляемые учителем и родителями, самостоятельно делают «открытия», докапываются до истины. При этом дети имеют возможность почувствовать собственную значимость. Они раскрепощаются, проявляют себя в различных видах деятельности, используя свои творческие способности, овладевают знаниями с интересом. «Занковская система - современная, востребованная временем и является более чем подходящей не только для непоседливых, смышленых малышей, но и для творческих учителей.
Сколько открытий для ребёнка готовит жизнь! Мир, в котором живёт человек, многогранен и непредсказуем. Желание познать окружающий мир, ребёнок ощущает каждый день. Он ищет, стремится, постигает, радуется. И помощником в этом должен стать учитель, творческий человек. Он, как ученик, ищет, постигает, совершенствует свои знания. Педагог - занковец - это обязательно развивающийся, интеллектуальный, высококвалифицированный специалист, тот, кто готов работать творчески и, развивая детей, развиваться сам. Он не может работать из года в год по шаблону, без процесса самообразования. Если процесс образования осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких - либо качеств или навыков, то речь идёт о самообразовании. Уместно вспомнить слова А. Дистервега: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
Эффективность процесса обучения и воспитания зависит от уровня подготовки педагога. Этот уровень должен постоянно расти. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Ведь, он тогда не имеет право быть преподавателем. Как утверждал К.Д. Ушинский: «Учитель живёт до тех пор, пока учится».
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность, повышая свой профессиональный уровень. Стараюсь расширить знания в различных сферах общественной жизни, интересуюсь политикой, экономикой. Для меня не безразлично общественное мнение. Мне не хочется попасть в категорию «плохих» учителей. Хочется быть нужной для окружающих людей и востребованной на работе. Ведь не секрет, что пришло то время, когда родители имеют право высказывать свои пожелания по поводу определения ребёнка к тому или иному учителю. Не забываю о том, что категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки всё это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного совершенствования своих знаний этого не добиться.
Для того, чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что, в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Эти изменения прямым образом отражаются и на моих учениках. Они современны в соответствии со временем, хорошо подкованы информативно и технически. И мне совсем не хочется выглядеть глупо в глазах своих учеников, быть «несовременным» человеком, не знающем новых информационных технологий. Поэтому систематически и с большим желанием посещаю курсы по изучению информационно - компьютерных технологий (ИКТ) и по возможности использую их в своей педагогической деятельности. Музыкальное оформление урока, наглядный материал в виде слайдов, видеосюжеты - всё это повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся. Таковы мотивы, побуждающие меня к постоянному самообразованию.
Чем больше знаний, методов, информации использую в своей деятельности, тем больше эффект от моей работы. Готовясь к уроку, изучаю программные рекомендации по соответствующему предмету, использую накопленный годами педагогический опыт. В своей работе также использую знания из различных источников. Это телевидение, журналы, методическая и научно - популярная литература, видео и аудио записи на различных носителях.
В целях профессионального самообразования посещаю семинары, конференции, совещания, педсоветы, выставки. Систематически прохожу курсы квалификации. Здоровый образ жизни - необходимое условие повышения профессионального уровня. Ведь болезнь препятствует профессиональному росту учителя. А поэтому организую походы на природу, спортивные конкурсы, эстафеты, активно участвую в спортивных мероприятиях собственных детей и т. д. В своей работе использую, составленную мной программу воспитания «В здоровом теле – здоровый дух».
Деятельность учителя не будет эффективной без обмена опыта работы. С большим удовольствием посещаю уроки своих коллег, использую их советы при проведении уроков и внеклассных мероприятий. Являюсь активным участником «Занковскйх чтений», где выступала с докладом «Дидактические принципы развивающего обучения».
Но какие бы самые современные технологии не дать учителю, его деятельность не будет эффективной без желания учителя и способности учителя творить, учиться и экспериментировать. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Краснодарский край, г. Армавир,
МОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина,
Ерёменко С.О., учитель начальных классов
В условиях реформирования школьного образования меняются требования, предъявляемые к школе. Они ориентируют учителя на то, чтобы не только обучить детей научным фактам, но и сформировать критическое мышление, умение сопоставлять факты, анализировать их, уметь жить в мире информации.
Успешным решением данных задач стало внедрение в учебный процесс системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Именно поэтому с 1998 года коллектив учителей начальных классов МОУ-СОШ №11 избрал для себя эту развивающую систему. Это коллектив учителей-занковцев, в котором очень удачно сочетаются опыт и мудрость, молодость и энтузиазм, творчество и поиск. Учителя стараются внедрять в процесс новые технологии.
В 2005 году на базе нашей школы был открыт городской филиал Федерального научно-методического центра имени Л.В. Занкова, руководителем которого является зам. директора по учебной работе Т.М. Щербина. Филиал объединил учителей школ города Армавира, Новокубанска, а так же Отрадненского и Успенского районов. Вот уже два года мы работаем в творческом содружестве и всегда готовы поделиться своими идеями.
Четыре раза в год проходят заседания филиала, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы, возникающие при обучении по развивающей системе. Учителя показывают мастер-классы, делятся опытом, интересными формами и методами, обсуждают литературные новинки. Уже дважды на базе нашей школы членами филиала были организованы семинары для учителей города и ближайших районов. Мы стараемся не только рассказать о своей работе, но всегда стремимся почерпнуть что-то новое у своих единомышленников.
Совсем недавно мы были приглашены на семинар, который проходил в школе № 4 города Гулькевичи по теме « Организация исследовательской деятельности младшего школьника». На семинаре нам показали, как ведется исследовательская работа в данной школе. А мы, в свою очередь, поделились своими наработками по этой проблеме. Тема исследовательской работы младших школьников является одной из актуальных в развивающем обучении.
1 ноября 2007 года состоялось очередное заседание филиала ФНМЦ, в ходе которого рассматривался вопрос «Методика работы исследовательской деятельности младшего школьника». Особенно учителей-занковцев заинтересовала работа в этом направлении после того, как Татьяна Михайловна Щербина в своем выступлении поделилась опытом исследовательской деятельности, которую проводят ученики её класса. В эту творческую работу вовлечены не только дети, но и их родители охотно помогают им, а точнее сказать являются соавторами исследовательской работы. Практика показывает перспективность данной работы не только в младшем школьном возрасте. Татьяна Михайловна рекомендовала всем, кто заинтересуется исследовательской работой, начать с изучения пособия для учителей, психологов и родителей А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». А тем, кто уже начал работу в этом направлении, использовать учебник-тетрадь для младших школьников «Я - исследователь», который поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Для продолжения работы по данному направлению в среднем и старшем звене существуют тетради и дневники по исследовательской работе.
Также на заседании рассматривался вопрос сотрудничества филиала не только с издательским домом « Федоров» в городе Самаре, с которым нас связывает тесная и долгая дружба, но и с другими издательствами.
Заседания филиала всегда проходят очень интересно и плодотворно, т.к. при их подготовке и проведении используются творческие формы работы. Мы всегда рады гостям и тем, кто хочет познакомиться с системой развивающего обучения имени Л.В. Занкова, кому нужна методическая помощь, кто хочет рассказать о своей работе. Ведь только творческий человек, любящий свое дело, верящий в своих учеников, может стать настоящим занковцем.