Современный человек окружен огромным количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать без помощи новых информационных технологий. Всё настойчивее врывается в нашу жизнь компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, которые используются обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации, главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Но поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное и новое восприятие материала. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: • усилить образовательные эффекты; • повысить качество усвоения материала; • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Разработка собственных программ.
I. Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и подачи учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это очень удобный , эффектный способ представления учебного материала с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе изображение, звук и динамику, что позволяет долго удерживать внимание ребенка. Кроме того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей предмета, темы и конкретного класса, что позволяет добиться максимального учебного эффекта. Я часто использую созданные мною презентации на разных этапах урока.
• На уроках русского языка во время изучения темы «Части речи» я использовала данную презентацию на этапе актуализации знаний, где учащиеся должны были из предоставленных им слов дифференцировать их на группы: предмет, признак, действие. А так же при проведении словарной работы. На этапе проверки знаний можно предложить задания для самостоятельной работы. (слайды № 5-14)
• На уроке окружающего мира во время изучения темы «Строение Земли», первые слайды были направлены на повторение изученного материала. Предлагаются названия оболочек Земли с вариантами ответов. Все это повышает интерес к изучению предмета. (слайды № 15-20)
• На уроке технологии во время изучения темы «Оригами. Изготовление игрушек.» были сделаны слайды с изображением поделок (картинки взяты из Интернета), а также показана последовательность изготовления игрушки «Лягушонок». Так как эта картинка была перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку. (слайды № 16 -17, приложение 1)
• Презентации использую не только на уроках, но во время проведения классных часов или других мероприятий.
Вывод: Презентации позволяют учителю: • наглядно представлять материал; • интенсифицировать процесс объяснения нового материала; • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; повышать познавательную активность обучающихся II. Работа на интерактивной доске.
Наша школа имеет прекрасное техническое оснащение. В каждом классе имеется интерактивное оборудование и выход в сеть Интернет. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. Использование интерактивного оборудования имеет ряд преимуществ как для учителя, так и для учащихся.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей: • Позволяет работать в большой аудитории; • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь их использовать; • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся: • Делает занятия интересными и развивает мотивацию; • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной и динамичной подачи материала; • Позволяет использовать различные стили обучения; • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
III. Использование различных обучающих программ
На своих уроках использую готовые программы на компакт-дисках.
IV. Использование ресурсов Интернет Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии и многое другое, что становится ярким наглядным пособием. Далее приведу примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.
- Сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som В разделе «Начальная школа»: • разработки к урокам; • новинки литературы; • программы по предметам; • официальные документы.
- Газета «Первое сентября» http://nsc.1september.ru/ «Начальная школа»: • Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...
- Каталог ресурсов на Российском образовательном портале http://school.edu.ru/catalog.asp Раздел «Начальная школа» • Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам); • Досуг; • Воспитание; • Психофизическое развитие
- Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com • Мультимедийные уроки • Воспитательная работа • Внеклассная работа по предметам • Учебные фильмы
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
К результативности данного опыта можно отнести: • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; • Повышение уровня использования наглядности на уроке; • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; • Рост качества знаний.
ВЫВОД: Урок с применением ИКТ требует от учителя кропотливой подготовки, но затем, составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить формы работы, повысить качество контроля знаний.
Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Пусть нет пока резкого стабильного повышения качества знаний по всем предметам в моем классе, но есть повышение мотивации учения.
Источники:
1. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.
3. Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.
4. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com