Департамент общего образования Минобрнауки России направляет методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования после обсуждения их на заседании Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (протокол заседания Координационного совета от 19 апреля 2011 г. N 3). Настоящие материалы и разъяснения были разработаны на основе вопросов, возникающих у руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют управление в сфере образования, руководителей образовательных учреждений и других работников образования.
Директор Департамента Е.НИЗИЕНКО
О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования <*>. -------------------------------- <*> Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" <*> Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. -------------------------------- <*> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: - должен обеспечивать: - единство образовательного пространства Российской Федерации; - преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования; - включает в себя требования к: - структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; - условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; - результатам освоения основной образовательной программы общего образования; - является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Законом Российской Федерации "Об образовании" установлено, что Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет. "Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов" <*> предусмотрено, что введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также внесение в него изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. -------------------------------- <*> "Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 <*>. -------------------------------- <*> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. N 15785).
В соответствии с Федеральным законом N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" <*>: -------------------------------- <*> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; - прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; - обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям (Приложение N 3): - создание нормативного обеспечения введения ФГОС; - создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС; - создание организационного обеспечения введения ФГОС; - создание кадрового обеспечения введения ФГОС; - создание информационного обеспечения введения ФГОС; - создание материально-технического обеспечения введения ФГОС. Мероприятия реализуются в соответствии: - с федеральным планом-графиком (Приложение N 4); - с региональными планами-графиками (сетевыми графиками, дорожными картами и др.), разработанными на основании федерального плана-графика. Региональные планы-графики должны предусматривать мероприятия по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях. Для обеспечения введения ФГОС могут быть созданы координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС. Такие координационные органы могут быть созданы: - на федеральном уровне (Координационный совет при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) (Приложение N 2);