Математика
проникает почти во все области деятельности человека. Ребенок с первых дней
занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе
математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные
математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в
окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические
положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического
мышления. Решение задач
занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи
является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины
освоения учебного материала.
Логика
– это наука, которая развивает умение последовательно мыслить,
доказательно рассуждать, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы. Систематическое овладение азами этой науки
невозможно без решения логических задач.
Математику
любят в основном те ученики, которые умело решают задачи. Следовательно,
научить детей владеть умением решения задачи, можно оказать существенное
влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой
накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в
начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать
информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только
действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как
математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как
предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в
свою очередь занимается математическая логика. В своей практике по развитию
логического мышления стараюсь использовать следующие виды деятельности.
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы
8. Комбинаторные задачи
Остановлюсь на некоторых методиках более подробно. Игра «Четвёртый лишний».
Ученику зачитываются четыре слова, три из
которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным.
Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
·
сантиметр,
метр, килограмм, километр;
Игра
«Поиск». Она заключается в умении находить различные
признаки предмета:
Например, сколько углов, сторон и вершин у
пятиугольника?
Упражнение «Постановка
различных заданий к данному математическому объекту».
Задача: К концу учебного года у Лиды осталось 12 чистых листа в
тетради по русскому языку и 11 чистых листов в тетради по математике. Поставь к
этому условию сначала такой вопрос, чтобы задача решалась сложением, а потом
такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.
2) «Магические квадраты».
·
расставьте
числа 2; 4; 5; 9; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в
сумме получилось 24.
3.
Сравни
уравнения в каждом столбике и, не вычисляя, скажи, в котором из них неизвестное
число больше. Проверь вычислением:
х + 37 = 78 90 – х = 47 х – 28 = 32 45 + х
= 63
х + 37 = 80 90 – х = 50 х – 28 = 22 45 + х
= 68
Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Регулярное использование на уроках математики системы специальных
задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и
логического мышления, расширяет математический кругозор младших
школьников, способствует математическому развитию, повышает качество
математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться
в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь
вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в
свои способности. |