В течение четырёх лет я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, которая является универсальной педагогической технологией и в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании.
В своей работе я использую современные образовательные технологии: - проблемное обучение; - игровые технологии; - технологии развивающего обучения; - здоровьесберегающие технологии; - информационно-коммуникативные технологии; - технология уровневой дифференциации обучения.
О применении технологии уровневой дифференциации обучения расскажу подробнее. Я считаю, что успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребёнка. Понятие «Дифференцированное» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Целью использования данной технологии является организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей ребенка, на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами. Система работы по данной технологии включает в себя различные ступени: • выявление отставаний; • ликвидацию их пробелов; • устранение причин неуспеваемости; • формирование интереса и мотивация к учебе; • дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса: • по уровню умственного развития (уровню достижений); • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Русский язык. В качестве примера приведу работу по теме: "Имя существительное”. 1-й уровень Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера). 2-й уровень 1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме. 2. Разбери существительное, как часть речи (алгоритм отсутствует). 3-й уровень Дано предложение. 1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи. 2. Разбери существительное по схеме (по алгоритму)
Математика Задание №1 3-й уровень Реши задачу: "Два автомобиля едут навстречу друг другу из городов, расстояние между которыми 485 км. Первый выехал раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выезда второго автомобиля они встретились. Какова скорость второго автомобиля?” 2-й уровень Составь обратную задачу 1-й уровень Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий. Задание №2. 3-й уровень Найди значение выражения: 7800-(398+507×6). 2-й уровень Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом. 1-й уровень Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Окружающий мир "Разнообразие растений” 1-й уровень Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его частей. 2-й уровень Рассмотри рисунок. Подпиши названия частей растения. Найди эти части на живом растении. 3-й уровень Прочитай названия частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его части, назови их устно.
Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что: • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней; • стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках; • повысилось качество знаний по предметам; • использование технологии уровневой дифференциации позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.