Ежедневно, ежечасно школа, её сложная и разнообразная жизнь захватывает ученика, увлекает в мир знаний, человеческих отношений, заставляет трудиться над собой. В нашей школе давно сложилась такая практика, когда учитель, обучая своему предмету, воспитывая ученика, стремится к достижению единства собственной личности и детей - без этого невозможно продуктивное творческое общение. И хотя совсем не просто работать так, чтобы каждый урок, каждое слово и действие, даже внешний вид учителя на уроке воспитывали, к такому мастерству мы постоянно стремимся. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности. Жизнь школы сложна и многогранна. И чем богаче внеурочная деятельность школьников, тем успешнее идет формирование их личности. Как ученик усвоил научные знания, моральные представления, понятия добра и долга, стали ли они качествами его личности- покажут поступки. Разумеется, не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании современного человека личное счастье не связывается с интересами других людей. Наверное, это происходит потому, что человек не задумывается глубоко над собой, своими переживаниями, не сопоставляет своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Это, возможно, своего рода нравственная глухота. Поэтому мы стараемся организовать жизнь в школе так, чтобы учащиеся не были "нравственно глухими", а могли совершать благородные поступки, имели возможность проявить инициативу, высказывать свои взгляды, отстаивать убеждения, укреплять чувство долга, ответственности, расти активными гражданами. Задача нравственного воспитания - привить учащимся ответственное отношение и любовь к учению- их главному труду в школьные годы, научить ребят жить дружно в коллективе, сформировать потребность в коллективном труде, сознательно подчиняться дисциплине. Развитию активной жизненной позиции, гражданской ответственности способствует вовлечение учащихся в самоуправление школой. Начальное звено живет по законам детской организации "Радуга", среднее - члены детской краевой организации "пионеры Кубани" В этом направлении активно работают ученические общества: - Совет школьной Республики "Прометей"- добровольное объединение учащихся, в котором созданы все условия для самореализации личности с учётом возрастных особенностей развития. В состав школьной республики входит 8 министерств: образования, дисциплины и порядка, здравоохранения, культуры, экологии, спорта, информации, защиты прав обучающихся .Ребята, входящие в Совет Республики, самостоятельно решают проблемы школьной жизни; - клуб военно-патриотического воспитания "Патриот"; - в 2007 году был выпущен первый номер школьной газеты "Выпускник". - в феврале 2009 г.ученица 9 класса Бережная Светлана в стала участницей финала городского конкурса "Ученик года" и заняла четвертое место. Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивирующихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие чётких нравственных ориентиров создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. Развитию правовой культуры учащихся способствуют Дни правовых знаний "Законы нашей жизни", проводимые совместно с работниками ОПДН, УВД, центром планирования семьи, наркологическим диспансером. Учитель и ученик, учитель и родители - не противоборствующие стороны, а команда, выполняющая одно предназначение: открыть и развить все способности, вложенные в уникальную личность ребёнка. Работа социально-психологической службы решает многие вопросы и направлена на оказание практической помощи учащимся, учителям и родителям. Одним из способов построения близких отношений родителей и детей школа считает активное вовлечение родителей в учебный процесс. Школа старается осуществить принцип возвращения к семейным ценностям. На все школьные праздники непременно приглашаются родители, причём они становятся не только зрителями, но и участвуют со своими детьми в разных играх и конкурсах. Традиционными стали конкурсы "Папа, мама, я- спортивная семья", турслет "Крепкая семья -крепкая Россия", "Родительская суббота", праздники "День рождения школы", "День открытых дверей", "День здоровья" ,"Посвящение в казачата". На родительских собраниях обсуждаются насущные проблемы, с которыми сталкивается практически каждая семья. Ключевая тема - "Как по-настоящему любить своего ребёнка". Собрания отличаются тем, что дают конкретные советы, помогающие строить взаимоотношения с ребёнком. Работа по физическому воспитанию -это задача не только учителя физической культуры, но всех работников школы, которые у каждого школьника стараются воспитать положительные мотивы для занятий физкультурой и спортом .В школе созданы условия, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам, проводится мониторинг состояния здоровья учащихся, организована медико-профилактическая деятельность: витаминизация, профилактика воспалительных заболеваний горла, профилактика и коррекция снижения остроты зрения и др. мероприятия. В рамках антикризисной программы "Антинарко" с октября 2007 года действует спортивный клуб "Олимпиец", в работе которого участвуют родители, учащиеся, ветераны спорта и педколлектив. Активно практикуется проведение Дней театра, Дней кино, утренников и вечеров отдыха, общешкольных праздников. На базе школы ведут свою работу творческая студия хорового и сольного пения "Октава" и клуб военно-патриотического воспитания "Патриот". Не только гуманитарный цикл, а любой предмет содержит возможности для эстетического воспитания. Так на уроках физики , биологии ,географии учителя включают в свои занятия элементы художественной литературы, репродукции картин художников, скульптурных и архитектурных композиций, что не только не дает дополнительной нагрузки учащимся, но, напротив, облегчает им усвоение научного предмета, делает полученные знания более живыми, закрепляет их эмоционально и одновременно обогащает эстетическую культуру . Большим достижением в работе педколлектива стало создание историко-этнографического музея " Становление казачества на Кубани". В поисках экспонатов и оформлении принимали участие и учащиеся, и учителя, и родители. На открытии музея в декабре 2006 года присутствовали руководители Армавирского казачьего общества. Много внимания уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Тесно сотрудничает с Армавирским городским казачьим обществом Лабинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска Казачий класс ( 5 "В" класс) На протяжении последних 5 лет коллектив школы эффективно работает над реализацией совместной образовательной программы Департамента образовательных программ Международного Комитета Красного Креста, Министерства образования и науки РФ знаний о международном гуманитарном праве, в ходе которой осуществляется комплексный подход в работе по данному направлению: -создана система урочной и внеклассной работы в реализации данной программы на уровне общеобразовательного учреждения; -разработаны авторизованные программы по литературе (5-8 классы) с использованием учебно - методического комплекса "Вокруг тебя - мир", по общество знанию, и ОБЖ (9-11 классы) с использованием материалов МГП; -активизировано взаимодействие учителей - предметников (преподавателей литературы, истории и обществознания, ОБЖ, ИЗО, музыки), классных руководителей, школьных библиотекарей и психологов; -организована деятельность школьных кружков и клубов по интересам; -проведение внеклассных мероприятий по воспитанию у подрастающего поколения как наиболее перспективной категории населения активной жизненной позиции по вопросам правовой культуры, гуманности, сострадания, уважения человеческого достоинства, защиты людей, пострадавших в результате вооруженных конфликтов, ответственности за свои поступки. Особая роль в воспитании отводится формированию у обучающихся чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности. 07 мая 2008 года в преддверии праздника Победы в МОУ-МОШ №11 прошел митинг, посвященный открытию мемориальной доски в память о выпускнике школы В.В.Рассохине, а в 2009 г. нашей школе ( единственной в городе, носящей имя героя), присвоено имя В. В. Рассохина, выпускника школы, совершившего героический поступок при выполнении учебного полета и ценой своей жизни спасшего город от горящего самолета в 1989 году. Традиционными остаются встречи учащихся с ветеранами ВОВ и тыла на классных часах, проведение уроков "мужества", вахты "Памяти", акции "Наша забота - ветеранам". Тесную связь поддерживает школа с военнослужащими спец.части пос. Дивное. Клуб "Патриот" стал центром поисковой и патриотической работы, мощнейшим средством обучения и воспитания. Коллектив школы активно продолжает работу по воспитанию высокодуховной личности, за которой будущее. Сапелкина К.Г., заместитель директора по НИР |