Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Категории раздела

Пашкова Т.В [3]
Еременко С.О [3]
Олифиренко Т.Г. [7]
Мезенцева Ирина Павловна [3]
Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Матафонова Светлана Алексеевна [1]
Мирошниченко Ольга Николаевна [3]
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Шулякова Н.А. [1]
Шулякова Н.А учитель биологии МОУ СОШ №11
Козаченко Е.О [3]
Учитель физики МОУ СОШ №11 Козаченко Е.О.
ВОЛОБУЕВА Л В [1]
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ-СОШ №11
Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [28]
Кубановедение [13]
ШАРАХОВА И.И [1]
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №11 ШАРАХОВА И.И
ЛЕЗИНА О.С. [3]
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира ЛЕЗИНА О.С.
Решетникова Диана Андреевна [1]
Уучителя начальных классов школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира Решетникова Диана Андреевна E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Рубан Ирина Алексеевна [1]
КРЕВНАЯ Г. Н. [3]
Сапелкина К. Г. [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » Статьи » Из опыта работы учителей » Мирошниченко Ольга Николаевна [ Добавить статью ]

Внеклассное мероприятие по курсу «Кубановедение» в 4 классе
Традиции кубанской семьи

Цели урока: Посредством беседы с учащимися прививать им любовь, уважение, интерес к традициям предков – кубанских казаков. Познакомить более подробно с некоторыми обычаями в казачьих семьях. Учить видеть за внешней привлекательностью обрядов глубину традиций, уходящих в прошлое народа.
Оборудование и ТО: - ИКТ (мультимедиа, слайды, в/фильм);
                                      Для учителя:
- словарик (традиции, «прирубание» первородного страха, посвящение в казаки, казачья свадьба);
- рисунки и надписи (кохта, шлычка, подшальник, чувяки, шаль, хвартук, рушник, манысто);
                                       Для учащихся:
                                       - 2 стихотворения;
                                       - орнамент и цв.карандаши;
                                       - песня «Плывэ човэн»;
                                       - «казачьи заповеди».
Ход мероприятия.

Слайд 1. Звучит кубанская песня. Учитель входит в класс и начинает урок. Мелодия приглушается.

Учитель: Здрастуйтэ, хлопцы да дывчины!
                Добрым словом прывечать,
                Хлибом, силью угощать,
                Хто пришов- тих удывить,
                Прибауткой прибодрить.
                Що говорють – понымать.
                Дай рассказ наш зачинать.
                  Добрый день, ребята. Вы, наверное, догадались, что пришла я к вам в гости повести разговор о нашей родной Кубани, о месте, где переплелись культуры и традиции разных народов. Более двух веков назад переселились в наши края казаки из Запорожской Сечи и принесли с собой традиции, некоторые из которых живы и поныне.
                  Скажите, как вы понимаете слово «традиция»?

Учащиеся дают свои варианты ответов.

Учитель: В «Словаре русского языка» советского языковеда Сергея Ивановича Ожегова даётся такая трактовка этого слова: «Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, то что унаследовано от предшествующих поколений ( н-р: взгляды, вкусы, образ действий, обычаи…»
                    О традициях кубанской семьи и пойдёт сегодня наш рассказ.

Слайд 2. Тема: «Традиции кубанской семьи»

Ученик 1: В небе разливаются,
           Жарко разгораются,
           Зори над станицей у реки.
           Солнышко раннее
           Встречу над Кубанью я,
           Где коней седлают казаки.
Ученик 2:             Веселится радостно
            На станичном празднике
            Дружная и славная семья.
            И мечты сбываются,
            Силой наливается
            Край Кубанский -родина моя.

Учитель: О каких традициях кубанского казачества вам известно? Расскажите.

Учащиеся делятся своим знанием кубанских традиций. (Встреча Нового года – парни с утра приходили в хаты и посевали семенами хлебных злаков, горохом, фасолью, семечками, складывая в холщовые сумки подарки. Обычай связан с древней магией: от первого новогоднего дня зависят благополучие и удача в течение всего года. Чтобы урожай был обильным, хлеба высокими. Рождество – на столе взвар и кутья – блюда поминальной трапезы. Дети собираются к своим крёстным родителям и несут им кутью с сухофруктами и карамельками. Крёстные, обрадовавшись принесённой «вечере», вручают малышу отрез на рубашку или платье и обязательно сласти. Вечером же ходят по дворам и колядуют. Крещение – купание в проруби, которую освящал священник, смывали свои грехи. Масленица – проводы зимы и встреча весны. В домах варили целые макитры вареников и горы оладий и блинов. Последний день – прощёный. Принято ходить в гости к родителям, родственникам и соседям и просить прощение за все обиды. Последний раз употреблялась скоромная пища – с понедельника начинался великий пост (нельзя употреблять «животную» пищу, сквернословить, устраивать застолья, играть в азартные игры, петь песни кроме религиозных). Пасха и т.д.)


Учитель: Сегодня мы остановим своё внимание лишь на некоторых традициях кубанского казачества. Пожалуй, самым радостным событием в каждой семье является рождение ребёнка.

Слайд 3. «Прирубание» первородного страха.

Ученик 1: Старый казачий обряд, обряд «прирубания», совершали трижды – в год, в три года, в одиннадцать лет. Старики говорят, что старинный обряд «прирубания» сыграл свою роль в становлении казачьего характера.
                  В чём же заключался этот обряд?

Идёт иллюстрация обряда.

Ученик 2: Сначала надо похитить нож из дома своих друзей или родственников (чтобы никогда не ссорится). Ребёнка ставят у косяка двери и острым ножом делают надрез на уровне роста. Затем в четырёх местах на голове малыша срезают пряди волос, заплавляют их воском церковной и вкладывают в надрез на косяке. Потом ребёнка крестят и трижды читают молитву «Отче наш». Надрез с волосами затирают, красят.
Учитель: Человек перерастает отметку на косяке и вместе с этим перерастает свой страх.
                    Как вы думаете, зачем мальчиков избавляли от страха?

Учащиеся: Известно, что казачество было «щитом Российской империи», а казачьи сотни – образцом доблести и отваги. Поэтому с детства казачата должны быть смелыми, бесстрашными. И уже в малом возрасте казачата умело держались в седле и владели шашкой.


Слайд 4. «Посвящение в казаки»

Учитель:  С давних времён было известно, что казаки являлись самыми отважными и надёжными воинами. И стать казаком – это была огромная честь. Поэтому принимали в казачество не всех. Нужно было пройти испытания на прочность и отвагу. Посмотрите, как это происходило.

Видеосюжет «Посвящение в казаки»

Учитель: То, что вы увидели, было для вас новым? Вы обратили внимание, что произошло после обряда? (Танец) любой праздник, обряд сопровождался танцем, песней, играми.


Физминутка. (Кубанская игра)

Учитель: Но не только о будущем мальчиков беспокоились в казачьих семьях. Много внимания уделялось воспитанию девочек. Подумайте, что должны были уметь юные казачки? Какие качества им прививались с детства?

Учащиеся: Девочки должны были хлопотать по хозяйству: уметь готовить, следить за скотиной и птицей, убирать по дому.

Учитель: Зачем девочкам были нужны эти знания?

Учащиеся: Они готовились выйти замуж и стать хозяйками.
 
Слайд 5. «Казачья свадьба»

Учитель: И уже с детства будущим хозяюшкам готовилось приданое к свадьбе. Посмотрите, какие предметы входили в приданое невесты. А теперь подберите их названия.

На доске открываются названия предметов. Ребята по одному выходят к доске и устанавливают связь между предметами и их названиями.


Кохта, шлычка, подшальник, чувяки, шаль, хвартук, рушник, манысто

Учитель: Вот эти предметы обязательно входили в приданое невесты.

Слайд 6
.

Ученик 3: Большинство свадеб справляли осенью, после окончания жатвы. Казак старался сам отыскать себе невесту – ровню по социальному и материальному положению. Но без воли родителей женились редко. Перед сватовством интересовались материальным достатком семьи и репутацией невесты. Юношу старались женить до военной службы в 18-19 лет, а девушку отдать замуж в 17-18 лет. Сватали вечером, подальше от чужих глаз, чтобы не сглазили. Если ответ жениху был положительный – девушка разрезала принесённый сватами каравай, символически отрезая себя от своей семьи.
Ученик 4: В день свадьбы дружки собирались у невесты, и она причитала, оплакивая свою девичью жизнь. Девушки одевали невесту, укладывали ей волосы, заплетая их в тугую косу, а затем покрывая их фатой.
                  После венчания свадьба направлялась в дом жениха, где их встречали отец с матерью. Они осыпали молодых хмелем, конфетами и мелкими монетами. После этого жених и невеста становились на меховую шубу, принимали хлеб-соль, и их благословляли родители.
                 Накрывали столы в первый день свадьбы по разным домам: у жениха и невесты.
Ученик 5:  Конечно, все взгляды гостей были прикованы к невесте. Ведь она была самая красивая на свадьбе – кохточка на ней вышита собственными руками.
Учитель:   А хотите ли вы поучаствовать в подготовке приданого невесты?
                  Предлагаю и вам немного порукодельничать, выполнить в цвете узор, который могла бы выбрать невеста.

Перед детьми  разложены листы с узором, цветные карандаши.

Учитель: Ни один праздник в казачьей семье не обходился без песни, а тем более свадьба. Пока вы будете трудиться, послушайте одну из свадебных казачьих песен.

Звучит «Свадебная» песня

После выполнения работ показать некоторые из них.

Учитель: Я буду рада, если вы принесёте домой свои работы и покажите их родителям, расскажете о семейных традициях казаков. Так какие традиции кубанского казачества мы сегодня вспомнили ?
 
Учащиеся делают обобщение.

Учитель: Какие вы молодцы! И я хочу подарить вам вот эту песню, которой меня научила моя бабушка.

Слайд 7.
Плывэ човэн, воды повэн,
Тай накрывся дубом (2 р.)

Ты нэ хвастай, Иваночко,
Кучерявым чубом (2 р.)

Бо прыйдэтся, бо прыйдэтся,
Твий чуб разивьется (2 р.)

Плывэ човэн, воды повэн,
Тай накрывся лыстом (2 р.)

Та не хвастай, Марусэнька,
Червоным маныстом (2 р.)

Бо прыйдэтся, бо прыйдэтся,
Манысто порвэтся (2 р.)

Учитель: Спасибо вам, хозяева дорогие. На память о сегодняшней встрече у каждого из вас остаётся ваша работа и казачьи заповеди.


Внеклассное мероприятие по курсу «Кубановедение» в 4 классе «Традиции кубанской семьи» Разработано учителем МОУ СОШ №11 г. Армавира Краснодарского края начальных классов высшей категории Мирошниченко Ольгой Николаевной.


Категория: Мирошниченко Ольга Николаевна | Добавил: mousosh11 (03.03.2009)
Просмотров: 4205