Уважаемые коллеги, сегодня мне очень хочется задать вам вопрос, который очень часто задаю себе : «Как и чему я должна учить детей? Зачем им мои уроки?» Наверное, не только для того, чтобы научиться шить, готовить, познать основы предпринимательства, домашней экономики, информационных технологий. При всей важности перечисленных знаний, умений и навыков, все-таки, с моей точки зрения, приоритетными должны оставаться уважение к общечеловеческим ценностям, осознание наличия не только прав, но и обязанностей, потребности к постоянному самообразованию. Видимо, именно поэтому главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, что предполагает формирование личности: • творчески думающей личности; • активно действующей; • легко адаптирующейся. Тема нашей конференции связана с первым пунктом этой формулировки. Образное мышление неразрывно связано с творческим. «Творчески думающая личность» . Что это значит? Что же такое творческое мышление? Что, собственно необходимо развивать? Дж. Гилфорд определял следующие черты творческого мышления: - оригинальность, нетривиальность, неограниченность высказываемых идей. Творческий человек почти всегда будет стремиться найти свое собственное, отличное от других решение; - семантическая гибкость, то есть видеть объект под новым углом зрения, обнаруживая его новое использование, расширять функции применения на практике; - образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые стороны; - семантическая спонтанность, т.е. способность продумывать разнообразные идей в неопределенной ситуации. Итак, что развивать теперь более понятно. А перед учителем-практиком встает новый вопрос: «Как?» и «В чем сложности?» Конечно, творчеству в нашем предмете отведена большая роль, оно даже предполагается в обязательном порядке. Но есть определенные трудности. И психологические, и практические. Например, достаточно трудно дать простор для творчества с ознакомительным подходом к изучению отдельных тем по технологии, когда перед учителем стоит задача: только ознакомить с азами, некоторыми приемами и навыками, а дальше учащиеся должны сами решить судьбу предлагаемых им знаний – использовать их или нет. Теме «Вышивка» в 5 классе отведено 6 часов, «Лоскутная пластика» – 4. Естественно, за это время девочки успевают только познакомиться и с основами композиции, и с некоторыми швами. Безусловно, затем эти знания используются и в 6 классе, и на уроках ИЗО. Но, как мне кажется, имеет место некоторая раздробленность, оборванность. У большинства учениц не успевает сформироваться устойчивый интерес к ручному труду. А возникший может угаснуть, так как произошло быстрое переключение на другие виды деятельности. И подтверждением моих слов может являться низкая наполняемость кружков, связанных с ручным трудом. Мне представляется более целесообразным построение обучения таким образом, чтобы подобные темы изучались методом погружения – четверть, полгода, год. Тем более, что и возрастные особенности этого требуют: развивается моторика рук, а через нее и мышление, в том числе и образное, и творческое. Ведь недаром исстари девочка начинала себе приданое собирать с 5 лет. Ребенок находится, что называется в материале, его мышление связано длительное время с данным видом творчества, следовательно, есть время и обдумать, и сотворить что-то новое. А вот с 7-го класса, когда и нервная система достаточно окрепла, можно было бы и за машинку посадить, и весь год курсом изучать швейное дело. Есть и другие препоны: стереотипность мышление, снижение творческой активности к 14 годам, боязнь учащимися ошибки, так как интеллектуальные способности человека страдают от неудач, низка мотивация учения и эмоциональный настрой на учебный процесс у учащихся среднего и старшего звена, что так же отрицательно влияет на эффективность творчества. Еще одно обстоятельство. Я уже говорила, что творчество в нашем предмете предполагается, как составляющий компонент. То есть возможна установка учителя, что творить для ребенка – дело обычное, естественное. Подобное заблуждение пришлось пережить и самой. Не сразу я поняла, что творить тоже необходимо учить. И дело тут не только в творческих заданиях, которые, естественно, предлагались учащимся. Творческие задания скорее выступают способом контроля, фактором обратной связи: справился ли учитель? Научил ли? Справился ли ученик? Научился ли? Для решения обсуждаемой задачи необходима система методических средств, развивающих художественно-образное, творческое мышление, основанная на единстве и взаимосвязи духовно-практических, комбинирующе-преобразовательных и эмоционально-волевых качествах личности школьника. Это и развивающее обучение, способствующее усилению творческих элементов в учебной деятельности; использование заданий открытого типа, формирующих дивергентное мышление; проблемные методы обучения, влияющие на познавательную мотивацию; стимулирование самостоятельности учащихся в работе, как основы для перехода от подражательного и репродуктивного уровня к творческому. И, безусловно, метод проектов, так как по своей сути обеспечивает разностороннее развитие детей, их творческих интересов, способностей, навыков самообразования, создает условия для самореализации личности, формирования способностей применять полученные знания, предоставляет школьникам возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды виртуальной информации.
|