Концепция создания цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по технологии была разработана В.Д. Симоненко и с 2005 года над ее реализацией работает коллектив преподавателей и сотрудников Брянского государственного университета. Под цифровым образовательным ресурсом принято понимать любую информацию образовательного характера, сохраненную на цифровых носителях или информационные источники, которые включают в цифровом формате все множество различных материалов, используемых в учебной работе Мировой опыт информатизации образования показывает, что ИТК становятся неотъемлемыми компонентами целостного образовательного процесса, если: -ЦОР имеют модульную архитектуру, каждый модуль при этом представляет собой автономный, содержательно и функционально полный образовательный ресурс, предназначенный для решения вполне конкретной учебной задачи; -Основой разработки ЦОР являются единые технологические решения и унифицированные принципы, реализация которых обеспечивает интерактивность, мультимедийность, возможность моделирования различных процессов, коммуникативности, производительность и сетевую доступность в совокупности с выполнением педагогических, психофизиологических и санитарно-гигиенических требований. При таком подходе к разработке ЦОР они становятся ключевым системообразующий компонентом информационно-образовательной среды. Более того, унифицированная и в дальнейшем стандартизированная технология их создания обеспечит смену локальных и разрозненных разработок отдельных фирм образовательных учреждений и индивидуальных авторов полным производственным циклом. Цели и задачи создания ЦОР по технологии Цель создания ЦОР: повышение эффективности целостного образовательного процесса через решение комплекса педагогических задач: -обеспечение доступности качественного образования учащимся вне зависимости от социального статуса, географического места проживания; -расширение возможностей индивидуализации учебного процесса через построение индивидуальных образовательных маршрутов как последовательности изучения ЦОР; -активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика при организации учебной работы с ЦОР; -повышение уровня наглядности учебного материала, представленного в ЦОР средствами современных ИТК; -инициирование профессионального творчества учителей, повышение эффективности педагогической деятельности через расширение возможностей применения современных педагогических технологий и снижения временных затрат при подготовке к урокам.
Сегодня очень популярна программы Power Point. Использование презентаций на уроках является для школьников и учителей нетрадиционной формой урока, вызывает повышенный интерес и способствует активизации познавательной деятельности. Может использоваться на разных этапах позволяет решить проблемы комплексности средств обучения на уроках; чередования различных видов работ, способов подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка); активизации различных каналов восприятия, концентрации внимания и рост активности учащихся на уроке, снижения утомляемости, яркости и динамичности урока, оформления пояснительной записки в проектной деятельности (проект Диана), создания тестов и проведения оценки знаний учащихся. («Бутерброды») Технология создания презентаций: -продумывание содержания и структуры; -определение задачи, которую учитель хочет реализовать, используя каждый эпизод; -определение количества слайдов и той информации, которая будет внесена в каждый из ник. Виды учебных презентаций (по А. Драхлеру) 1. Конспект урока. Подразумевает обязательное наличие основных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. 2. Слайд-шоу. Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи. Может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя. Как правило, сопровождается музыкальными фрагментами. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной. 3. «Только текст». Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний. 4. Анимированные схемы. Особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера. 5. «Опорные сигналы». Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова. 6. Заполняем таблицу. При проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, синхронистические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе. 7. Анализ картины. Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение. В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения. Это могут быть и несколько картин. 8. Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок, ответ учащихся сопровождается определенной реакцией. 9. Рабочая тетрадь. «Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т.ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе. 10. «Своя игра». Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Следующий элемент навигации – слайд с правильным, комментированным ответом. 11. «Викторина», позволяет использовать шаблоны, содержащие вопрос и ответ, образцы и приемы. Все перечисленные выше типы и виды уроков должны использоваться с учетом методических требований . Методические требования к уроку с использованием ИТК 1. Наличие методического сопровождения с подробными рекомендациями для учителя. 2. Наличие детально описанного сценария урока. 3. Обеспечение узнаваемости видеоматериалов, динамики их подачи в строго необходимом порядке и в отведенное время, оптимальный размер и количество, целесообразность, эстетичность. 4. Текст должен иметь небольшой объем, быть структурирован, появляться в нужный момент, не допустимо (за редким исключением) дублирование текста учителем. 5. Очень важно выполнение цветового решения и дизайна с учетом законов цветоведения и оптимальной достаточности. 6. Обеспечение повышения мотивации учащихся, соблюдение принципов здоровьесбережения, ориентация на поисковую деятельность, 7. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся. 8. Адаптация материала к разным моделям урока. 9. Обеспечение контроля за познавательной деятельностью. 10. Очень важно не увлечься внешней стороной, обеспечивая в то же время оригинальность, творческий подход.
|