Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Краснодарский край муниципальное образование город Армавир муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина
Авторская программа Курса про выбору «Уроки мастеров слова» Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 классы Количество часов 34 часа Уровень базовый Программа разработана на основе учебного пособия по литературе Н.Я. Паскевича «Уроки мастеров слова», Краснодар, 2000 г. и методического пособия А.Н. Горшкова «Русская словесность: от слова к словесности», М., 1997 г.
Программа элективного курса по выбору для учащихся 9 класса «Уроки мастеров слова» Пояснительная записка Как научить подростка искусству речи в современном мире, когда информационные технологии занимают все больше и больше места в жизни каждого из нас? Но ведь мышление и речь человека взаимосвязаны, следовательно овладение логичной, образной, грамотной речью является основополагающим в воспитании интеллектуального, творчески мыслящего гражданина. Современное состояние общества, к сожалению, зачастую не способствует формированию речевой культуры подрастающего поколения, а уроки русского языка и литературы, ограниченные рамками государственной программы, позволяют дать лишь основы понимания красоты родной речи. Курс «Уроки мастеров слова» направлен на овладение языковым достоянием через умение интерпретировать художественный текст. Погружение в творческую лабораторию великих русских писателей, прикосновение к тайне мастеров слова позволит юным исследователям постичь богатства родной речи, научиться создавать оригинальные тексты, от литературоведческих до художественных. Основная задача курса – пробудить творческие способности учащихся, их интерес к чтению классической литературы. Основная цель: курс предполагает помочь учащимся научиться понимать художественный текст, анализировать его, правильно составлять развернутые аннотации, писать рецензии, отзывы, эссе. Задачи курса: Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам элективных предпрофильных курсов и позволит углубить и расширить базовый курс по русскому языку и литературе Программа курса «Уроки мастеров слова» 1 час I. Введение. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели». (С.Я. Маршак) 5 часов II. Учимся понимать художественный текст. Введение в литературоведение. Фольклорные традиции в литературе. Фольклорные жанры. Устное народное творчество – душа народа. Литературоведение – наука, помогающая стать «талантливым читателем». Литературные жанры, их связь с фольклором. Жанровое своеобразие творчества А.С. Пушкина 19 часов III. Литературное произведение как неделимое художественное пространство. Единство жанра, сюжета и композиции. Идейно-тематическое звучание и конфликт в художественном произведении. Изобразительно-выразительные средства лирического произведения. Роль лексико-грамматических средств в создании художественного образа. Мастерство использования художественной детали. Роль интерьера и пейзажа. Образ автора и образ рассказчика в произведении. Лиро-эпические жанры. 8 часов IV. Талантливый читатель – соавтор писателя. Интерпретация прозаического произведения. Отзыв. Рецензия: небольшая публицистическая и критическая статья, эссе, развернутая аннотация. Восприятие, истолкование, оценка лирического стихотворения. Стилевые особенности авторской речи. Литературная стилизация. 1 час V. Заключение. Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И.А.Бунин. Литература для учителя. 1. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1996 2. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. М.,1997 3. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997 Литература для учащихся. 1. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974 2. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998 3. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984 4. Н.Я. Паскевич. Уроки Мастеров слова. Учебное пособие по литературе Краснодар, 2000 Тематическое планирование. № занятия Дата Тема занятия 1. Введение. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.» (С.Я. Маршак). II. Учимся понимать художественный текст. Введение в литературоведение. 2. Фольклорные традиции в литературе. 3. Фольклорные жанры. 4. Устное народное творчество – душа народа. 5. Литературные жанры, их связь с фольклором. 6. Жанровое своеобразие творчества А.С. Пушкина. III. Литературное произведение как неделимое художественное пространство. 7. Единство жанра сюжета и композиции. 8. Единство жанра сюжета и композиции в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 9. Идейно-тематическое звучание и конфликт в художественном произведении. 10. Связь идейно-тематического звучания и конфликта в произведении А.М. Горького «Песня о Соколе». 11. Изобразительно-выразительные средства эпического произведения. 12. Словесно-звуковые, изобразительно-выразительные средства. 13. Анализ изобразительно-выразительных средств в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». 14. Изобразительно-выразительные средства лирического произведения. 15. Анализ звуковой инструментовки поэзии Ф.И. Тютчева. 16. Анализ звуковой инструментовки поэзии А.А. Фета. 17. Роль лексико-грамматических средств в создании художественного образа. 18. Лексико-грамматические средства в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». 19. Роль художественной детали в литературном произведении. 20. Мастерство использования художественной детали. (По повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»). 21. Роль интерьера и пейзажа. 22. Образ автора и образ рассказчика в произведении. 23. Образ автора и образ рассказчика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». 24. Лиро-эпические жанры. 25. Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». IV. Талантливый читатель-соавтор писателя. 26. Интерпритация прозаического произведения. 27. Отзыв. Рецензия: небольшая публицистическая статья, эссе, развернутая аннотация. 28. Учимся писать отзыв. (По выбору учащихся). 29. Рецензия: небольшая публицистическая статья, эссе, развернутая аннотация. 30. Пишем рецензию. (По выбору учащихся). 31. Восприятие, истолкование, оценка лирического стихотворения. (По выбору учащихся). 32. Стилевые особенности авторской речи. 33. Литературная стилизация. V. Заключение. 34. «…наш дар бесценный - речь». (И.А. Бунин).
Рецензия на программу элективного предпрофильного курса «Ученики мастеров слова» автора составителя Бондаревой Л.А., учителя русского языка и литературы высшей категории МАОУ-СОШ №11 им. В.В. Рассохина За основу рабочей программы взято учебное пособие по литературе Н.Я. Пашкевича «Уроки мастеров слова», Краснодар, 2000 г., и методическое пособие А.И. Горшкова «Русская словесность: от слова и словесности», М.,1997 г. Рабочая программа элективного предпрофильного курса «Уроки мастеров слова», дает хорошую возможность для развития творческих способностей учащихся, становления их читательской самостоятельности. Курс направлен на овладение языковыми средствами через учение анализировать текст, погружаясь в творческую лабораторию величайших русских писателей. Данный курс способствует развитию литературно-творческих способностей учащихся, учит создавать самостоятельные оригинальные тексты, от литературоведческих до художественных, т.к. уроки русского языка и литературы ограничены рамками государственной программы и позволяют дать лишь основы понимания красоты родной речи. Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников «самостоятельного» и образного мышления, эмоциональной отзывчивости, способствует формированию речевой культуры, овладеванию логичной, образной и грамотной речью, чтобы воспринимать интеллектуального, творчески мыслящего гражданина. Рабочая программа элективного курса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, актуальность курса, основные цели и задачи курса, основное содержание программы курса по выбору, тематическое планирование, основные требования к знаниям, умениям учащихся, список основной и дополнительной литературы. Тематический план соответствует содержанию программы, указано количество часов по каждому разделу (34), по каждой теме, в том числе и практических занятий. Рабочую программу можно рекомендовать к использованию в учебном процессе. ЭКСПЕРТЫ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отзыв О применении элективного курса «Уроки мастеров слова», разработанного Бондаревой Людмилой Анатольевной, учителем русского языка и литературы высшей категории МАОУ-СОШ №11 г. Армавира им. В.В. Рассохина. В своей работе я использую курс «Уроки мастеров слова», (9 класс), рассчитанный на 34 часа, разработанный Бондаревой Людмилой Анатольевной, учителем русского языка и литературы высшей категории МАОУ-СОШ №11 г. Армавира им. В.В. Рассохина. Данный курс очень актуален, он помогает учащимся постичь богатство и разнообразие русской речи и русского литературного языка. Помогает умело создавать и редактировать тексты. Курс учит не только самостоятельно анализировать, интерпретировать художественные тексты великих русских писателей, но и создавать самостоятельно свои оригинальные художественные, литературоведческие тексты. Помогает школьникам овладевать основами правильной русской литературной речи, способствует формированию речевой культуры, что очень важно в современном обществе, когда даже СМИ не всегда вполне владеют речевой культурой русского языка.