Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Категории раздела

Пашкова Т.В [3]
Еременко С.О [3]
Олифиренко Т.Г. [7]
Мезенцева Ирина Павловна [3]
Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Матафонова Светлана Алексеевна [1]
Мирошниченко Ольга Николаевна [3]
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Шулякова Н.А. [1]
Шулякова Н.А учитель биологии МОУ СОШ №11
Козаченко Е.О [3]
Учитель физики МОУ СОШ №11 Козаченко Е.О.
ВОЛОБУЕВА Л В [1]
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ-СОШ №11
Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [28]
Кубановедение [13]
ШАРАХОВА И.И [1]
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №11 ШАРАХОВА И.И
ЛЕЗИНА О.С. [3]
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира ЛЕЗИНА О.С.
Решетникова Диана Андреевна [1]
Уучителя начальных классов школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира Решетникова Диана Андреевна E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Рубан Ирина Алексеевна [1]
КРЕВНАЯ Г. Н. [3]
Сапелкина К. Г. [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » Статьи » Из опыта работы учителей » Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [ Добавить статью ]

Лексика в школьном курсе русского языка.
Краснодарский край
муниципальное образование город Армавир
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

Лексика в школьном курсе русского языка.

Автор: Бондарева
Людмила Анатольевна,
учитель русского языка
и литературы

Армавир
2012г.
Лексика - это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения – слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.
В лексикологии «слова изучаются с точки зрения: 1) их смыслового значения, 2) места в общей системе лексики, 3) происхождения, 4) употребляемости, 5) сферы применения в процессе общения и 6) их экспрессивно-стилистического характера»1.
Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).
В школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т.е. как словарная система языка. Однако в школьный курс лексики входят и некоторые сведения об устойчивых словосочетаниях и о словарях (толковом словаре, словаре иностранных слов, фразеологическом словаре).
Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дает основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в IV – V классах.
Лексика как раздел науки о языке в школе изучается в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них умения применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими группами слов).
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, показывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а так же создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Лексика как раздел науки о языке в школе не изучалась ни в дореволюционный период, ни в советское время вплоть до 60-х годов нашего столетия, хотя работе надо словом (словарной работе) на разных исторических этапах отводилось большое место.
Несмотря на то, что словарная работа и изучение лексики имеют один и тот же объект – слово, на занятиях по лексике слово изучается как единица лексической системы и задача обогащения словаря хотя и стоит, но не является ведущей, в то время как для словарной работы эта задача основная. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опирается на знания, приобретенные в процессе изучения лексики.
1Шанский Н.М. лексикология современного русского языка. Изд. 2-е испр. М., 1972, с. 4.
В связи с этим, изучая лексику, необходимо учитывать указанное различие между методикой обучения лексике и методикой словарной работы, которая тесно связана с методикой лексики.
Наряду с изучением лексики как особого раздела науки о языке на специальных уроках, предусмотренных программой, работа по лексике продолжается на протяжении всего курса русского языка в IV-VIII классах(на уроках грамматики, а также на занятиях по стилистике и развитию речи), где знания учащихся по лексике обобщаются, повторяются и углубляются.
Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. На эту связь обратил внимание академик В.В. Виноградов, который писал, что «в языках такого строя, как русский, нет лексических значений, которые не были бы грамматически оформлены и классифицированы… Лексические значения слова подводятся под грамматические категории. Определение лексических значений слова уже включает в себя указания на грамматическую характеристику слова. Грамматические формы и значения слова то сталкиваются, то сливаются с его лексическими значениями»1.
Прямая связь существует также между лексикой и стилистикой. Многие лексические единицы (стилистически и экспрессивно окрашенные слова, синонимы, слова в переносном значении, профессиональные, диалектные слова и др.) употребляются в разных функциональных стилях. Большое место находит лексика и на занятиях развития речи. При подготовке к написанию изложений и сочинений учащиеся работают над целесообразным выбором и использованием языковых средств в зависимости от цели высказывания, стиля речи.
Следовательно, изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой понятий на уровне лексики, перед ними раскрываются существующие связи между лексикой и грамматикой, лексикой и орфографией, лексикой и стилистикой, что создает необходимые предпосылки для изучения различных разделов школьного курса на лексической основе, для целенаправленного обогащения словаря учащихся. Помимо этого, знакомство с лексикой раскрывает перед учащимися неисчерпаемые богатства русского языка, его словаря, воспитывает у них сознательное отношение к значению слова, выбору его и употребления в речи в зависимости от темы и основной мыли высказывания.
Работа над усвоением лексики, кроме того, формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим и др. А это имеет большое практические значение.

1Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Изд. 2-е. М., 1972, с. 18.
Литература:
1. Шанский И.М. Лексикология современного русского языка. Изд. 2-е, испр. М., 1972г.
2. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). Изд. 2-е. - М., 1972г.
3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990г.
4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001г.
5. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2002г.
Категория: Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 | Добавил: bondareva30 (20.05.2012) | Автор: Бондарева Людмила Анатольевна
Просмотров: 4429