Кабинет пользователя Главная Почта Карта сайта RSS
Навигация по сайту
Информер сайта
Новости от ЦРО
Форма входа
Категории раздела

Пашкова Т.В [3]
Еременко С.О [3]
Олифиренко Т.Г. [7]
Мезенцева Ирина Павловна [3]
Учитель высшей категории. Общий педагогический стаж работы- 14 лет. Педагогическая проблема, над которой работает учитель: «Создание цифровых образовательных ресурсов для сопровождения уроков технологии»
Матафонова Светлана Алексеевна [1]
Мирошниченко Ольга Николаевна [3]
Учителем начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Армавира Краснодарского края
Шулякова Н.А. [1]
Шулякова Н.А учитель биологии МОУ СОШ №11
Козаченко Е.О [3]
Учитель физики МОУ СОШ №11 Козаченко Е.О.
ВОЛОБУЕВА Л В [1]
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ-СОШ №11
Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [28]
Кубановедение [13]
ШАРАХОВА И.И [1]
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №11 ШАРАХОВА И.И
ЛЕЗИНА О.С. [3]
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира ЛЕЗИНА О.С.
Решетникова Диана Андреевна [1]
Уучителя начальных классов школы №11 имени В.В.Рассохина города Армавира Решетникова Диана Андреевна E-mail: MyraDiana87@mail.ru
Рубан Ирина Алексеевна [1]
КРЕВНАЯ Г. Н. [3]
Сапелкина К. Г. [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Официальный сайт МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина
Очень рады приветствовать Вас на официальном сайте МАОУ-СОШ №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина г.Армавира Краснодарского края, ул.Новороссийская,8, тел/факс: (86137)7-86-50, 7-80-20 Директор "Почетный работник общего образования" Абелян Арменуи Мартиновна
моу-сош №11
Главная » Статьи » Из опыта работы учителей » Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 [ Добавить статью ]

Обобщающий урок на тему: «Лексика»
Краснодарский край
муниципальное образование город Армавир
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

Обобщающий урок на тему: «Лексика»

Автор: Бондарева
Людмила Анатольевна,
учитель русского языка
и литературы

Армавир
2012г.
Обобщающий урок по теме: «Лексика»
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, самое ценное, наверное, - наш язык. Знаменитый русский писатель Алексей Николаевич Толстой писал: «Народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
Ребята, чтобы правильно и красиво говорить, писать, надо изучать русский язык, пополнять свой словарный запас. Вспомните, пожалуйста, в каком разделе русского языка изучается словарный состав языка?
- Верно! – «Лексика»
III. Тема и цели урока. (слайд №1)
- Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Лексика». Запишите тему урока в тетради.
- Цели нашего урока следующие:
• закрепить понятие «Лексика»;
• повторить однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи;
• показать богатство, выразительность, гибкость русского языка;
• продолжить воспитание любви к родному языку.
IV. Ход урока.
1. Устная лексическая разминка.
- Укажите неверное утверждение:
а) Лексика – это словарный запас языка;
б)Лексикология – раздел науки о языке;
в) все слова в языке могут иметь только одно Лексическое значение.
- (Ответ (в)). Правильно, давайте сейчас и докажем на примерах, что это утверждение ошибочное.
2. Работа с текстом. (Повторение однокоренных и многокоренных слов, слайды №2,3,4)

Работа с толковым словарем:
а) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, о чем идет речь в этом предложении?
б) найдите и подчеркните слова, которые имеют не одно лексическое значение? Что они обозначают?
в) ребята, а есть в нашем языке слова, которые могут иметь только одно лексическое значение? Где это можно проверить? (Толковый словарь)
У нас в учебнике на стр. 279 есть толковый словарик, найдите однозначные слова: (это диалог, монолог, тюль), составьте с ними словосочетания. (Н: яркий монолог, диалог на перемене, красивый тюль, нет тюля)
3. Повторение прямого и переносного значения слов.
- В каких значениях могут употребляться слова? (Верно, прямом и переносном)
а) Устная работа с отрывком:
- Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания в царском селе».
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед.
- В каком значении здесь употреблено слово золотые? (В переносном) Как называется такой художественный прием? (Метафора) Для чего поэт использует его? (Чтобы сделать поэтический текст ярким, образным).
б) Работа с таблицей. (Письменно) (слайд №5,6) Запись своих примеров в тетради.
4. Лексическая разминка.
- А сейчас немного отдохнем. Я буду читать вам словосочетания, в которых есть слова, употребленные в прямом и переносном значениях, а вы, если слово употреблено в прямом значении хлопаете 2 раза, а если в переносном – 2 раза топаете.
Золотой браслет – золотой характер;
Хвост кометы – хвост собаки;
Пустая голова – пустой кувшин;
Черные мысли – черное пальто;
Седой туман – седой старик;
Искры души – искры костра;
Рев водопада – рев зверя.
5. Повторение Омонимов.
а) Загадки:
- Кто из вас любит загадки отгадывать? Вот я вам сейчас их загадаю, а в ответ вы запишите у себя в тетрадях:
1. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)
2. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос одевают. (очки)
3. Они обычно для шитья, у ежика их видел я. (иголки)
4. Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке. (ключ)
- Как называются такие слова? Омонимы.
(слайд №7,8)
б) Письменно работаем со словами, изображенными на слайде.
6. Повторение Синонимов.
а) Выборочный диктант. (записать в тетрадях)
- Прослушайте текст, какая картина встает перед вами
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
- Какие слова делают текст выразительным, красочно и лаконично передают поведение моря? Выпишите их. (Учитель еще раз читает текст, учащиеся выбирают и выписывают слова)!
- Как называются такие слова? (Синонимы)
- А для чего они нужны? (Они делают нашу речь ярче, выразительнее, богаче и точнее, помогают преодолеть однообразие речи).
б) Работа со слайдами. (слайд №9,10, устно)
в) Запись своих примеров синонимов в тетрадях (к 2-3 словам подобрать синонимы).
7. Повторение Антонимов.
- Вот сейчас мы говорили с вами о синонимах, словах, имеющих сходные значения, а как называются слова, противоположные значения? (Антонимы)
а) С помощью каких антонимов автор передает в этом поэтическом отрывке непостоянство, быстроту ветра:
Бывает он в холод, бывает и в зной,
Бывает он добрый, бывает злой.
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять.
- Для чего в литературе используются антонимы? (Для создания контраста) Как называется такой прием? (Антитеза)
б) Письменная работа: «Подбери антоним». (слайд № 11,12)
в) Лингвистическая задача.
- Подберите, где это будет возможно антонимы к словам:
Светлый (темный), день (ночь), ветка (-), говорить (молчать), книга (-), стелить (-)
- Какой можно сделать вывод: не ко всем словам можно подобрать антоним.
8. Ребята, подходит к концу наш урок и закончить мне его хочется лексической викториной (с призами).
а) Что такое Лексика? (словарный запас языка)
б) Что такое Лексикология? (раздел науки о языке)
в) Как называются слова в этой пословице: Ученье – свет, а неученье – тьма? (антонимы)
г) Пишутся и произносятся одинаково, НО имеют разные значения, что это за слова? (омонимы)
д) Сколько значений может иметь слово? (одно и много)
е) Что такое Метафора? (переносное значение слова)
ж) Бездельник – лентяй, дерзкий – грубый, хотеть – желать, как называются эти пары слов? (синонимы)
9. Ребята, подведем итоги нашего урока.
- О чем мы сегодня говорили? (о Лексике)
- Какие слова повторили. (Высвечивается вновь слайд таблицей)
10. Домашнее задание.
Лексический анализ слов: сострадание, тяжелый, светлый, огонёк, растаять.
Категория: Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 | Добавил: bondareva30 (20.05.2012) | Автор: Бондарева Людмила Анатольевна
Просмотров: 1771