Урок – повторение по теме «Причастие». Урок разработан Олифиренко МОУ – СОШ №11
Цели: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять причастный оборот.
Ход урока.
1.Ребята, отгадайте загадку. Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю.
- О чём загадка? (о причастии) Слайд 1. Причастие –это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. Эти слова принадлежат языковеду, писателю – Владимиру Ивановичу Далю.
- Как понять смысл этого высказывания? (причастие совмещает в себе признаки 2 частей речи: прилагательного и глагола)
- Дайте определение причастия как части речи.
2. Сообщение темы и цели урока. Слайд 2.
Сегодня мы повторим всё о причастии, вы покажете своё умение находить причастия в тексте, определять его грамматические признаки, орфограммы в причастиях.
3. Тест. Слайд 3, 4. А сейчас вспомним изученный материал. Выполним тест. (Устно).
1. Причастие обозначает: • Признак предмета; • Признак предмета по действию; • Признак другого признака.
2. Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффикса: • Вш; • Ш; • Ущ.
3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса: • Нн • Вш • Ом 4. Причастие с зависимым словом называется: • Предложением • Причастным оборотом • Словосочетанием 5. Какой морфологический признак отсутствует у причастия: • Вид • Время • Лицо 6. Чаще всего в предложении бывает: • Дополнением • Обстоятельством • Определением 4. А теперь поупражняемся в нахождении причастий в тексте. Раздаточный материал.
Шумел прилив. Набегали грохочущие волны о подножие тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны продавленные тяжкой грудой льда. Ледяные края придвинулись к берегу. Пошел гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. Надвигалось неукрощённое чудовище – буря. Льдины сжатые напиравшей массой полезли на вершину. Движение льда встретившее огромную преграду превратилось в энергию разрушения. Опять набежала буря и разорвала тишину торжествующим криком.
- Определите тип речи. Повествование - Стиль речи. Художественный. (олицетворения: набегали волны. Прилив шумел, буря разорвала тишину, пошёл гул, буря надвигалась, льдины полезли; эпитеты: грохочущие волны, тяжкая груда льда, торжествующим криком. Метафора: неукрощённое чудовще – буря, энергия разрушения.)
Задания к тексту. 1. Найдите причастные обороты, расставьте знаки. 2. Выпишите причастия с определяемым словом, определите у него грамматические признаки. Грохочущие волны- дейст. Наст врем, нес. В мн.ч. им.п Успокоившиеся волны- дейст Прош вр, сов. В, мн.ч, им. П
Продавленные волны – страд Прош сов. Вид, полная форма. Мн.ч им.п. Бормочущее шипение – действ наств несов ср.р ед. ч им. П. Ломающихся глыб – действ наст несов мн.ч род п. Неукрощённое чудовище – страд Прош вр сов в полная форма ср.р ед. ч. Ип.п Сжатые льдины – стар Прош сов в полная ф мн.ч им.п Напиравшей массой –дейст Прош сов ед. ч, ж.р, ТВ. П Встретившее движение – дейст Прош сов. Ед.ч. ср.р им. П Торжествующим криком- дейст наст нес. В, ТВ.п ед.ч ж.р
- Как вы думаете, может ли слово неукрощенное писаться с не раздельно? - При каком условии?(в крат форме, если есть зависимые слова, например. Никем не укрощенные) - Назовите условия слитного и раздельного написания Не с причастиями. -Слайд 5. Перед вами 8 предложений. Ваша задача выписать номера предложений 1 вариант – не пишется слитно 2 вариант- раздельно. В предложениях, над которыми мы сейчас работали, остались пропущены буквы. Вставьте и объясните их написание. Незамешанный в преступлении – замешать Незамешенное тесто – замесить - От чего зависит написание гласных перед нн? ( от суффикса глагола. От которого образовано причастие)
Слайд 6 Проверь себя! Узнай суффикс. Подстреленный зверь Расстрелянный враг Выкаченное колесо Выкачанный воздух Выслушанные пожелания Высушенное бельё
5. Устали, немного отдохнём. Физминутка. (если причастие страдательное, садимся. Если действительное, руки вверх) Одевающая, одеваемая, дувший, возвышавшийся, сорванная, изрытая, сидящую, брошенного, спавший, усеянный, цветущий, увлекаемый, облетевший. 7. Отдохнули, продолжим дальше. - Вспомним, когда пишется н или нн в причастиях? Слайд 7. Вставить буквы. Подсушенное бельё, невыученные уроки, поле засеяно, раненный пулей солдат, купленный билет, маринованный огурец, кованая лошадь.
8. Творческое задание. Каждый ряд получает листок с причастием. Добавить по одному слову, чтобы на последней парте получилось предложение. 1ряд освещённый, 2 – покрытых, 3- перелетающая Горы, освещённые солнцем, ясно выделялись на небе. Деревья, покрытые первым снегом, опустили ветки к самой земле. Синичка, перелетавшая с ветки на ветку, весело посвистывала.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а теперь послушайте, как писатели используют причастия в своих произведениях.
Читаю отрывок из повести А.С.Пушкина «Дубровский». Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, которые при нём был только посажены около забора. Выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Откуда взят отрывок? Для чего автор использует причастия? - О чём говорили сегодня на уроке? - Что вы знаете о причастии? - Какова роль причастий в речи? 9. Выставление оценок. Скачать
дидактический материал |
Категория: Олифиренко Т.Г. | Добавил: mousosh11 (02.10.2009)
|
Просмотров: 5767
|
|