Урок разработан Олифиренко МОУ – СОШ №11 Правописание корней лаг-лож
Тема: Правописание корней лаг-лож. Цель: познакомить с чередованием гласных о-а в корнях лаг-лож, правилом выбора гласных букв, научить владеть способом выбора о-а в корнях слов.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания. Ребята, дома вам надо было выписать из первого абзаца рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Косцы» слова с безударной гласной, проверяемой ударением и непроверяемые ударением. Посмотрите на доску, как вы думаете, по какому принципу распределены слова? (открыть 1и2 столбики). Слайд 1. Что надо делать, чтобы проверить безударную в корне слова? Посмотрите внимательно на третий столбик (открыть 3 столбик) слайд1, как вы предполагаете, а эти слова куда можно отнести? Ребята, эти слова нельзя отнести ни к первому, ни ко второму столбику. В русском языке есть слова с чередующимися гласными в корне слова. Это и есть тема нашего урока. Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске, как вы полагаете, когда в корне слова мы будем писать гласную а, когда – о? Откроем учебник на странице 198. Прочитаем правило, какое вам кажется лучше для запоминания?
2. Выполним упражнение № 509.
3. Ребята, обратите внимание, корни лаг-лож не употребляются без приставок. Правильно говорить «положу» или «кладу» . Составьте и запишите с этими словами предложения: 1 вариант сложносочинённое с союзом и, а 2 вариант простое с однородными членами, соединёнными союзом и. По одному человеку к доске строить схемы. Что может соединять союз и? Когда мы ставим перед ним запятую, а когда нет?
4. Задание: составь слово. Слайд 2,3. Составьте и запишите с ним предложение.
5. Игра «Подскажи словечко». Слайд 4 Задание: включить в предложение подходящее по смыслу слово с чередованием лаг-лож.
6. Работа с раздаточным материалом. Прочитайте предложения, можно ли их назвать текстом? Докажите. Определите стиль речи. Тип речи. Посмотрите внимательно, есть ли слова с чередованием лаг-лож. «Наслаждались» тоже относится к этому правилу? Приведите примеры слов с безударной гласной из текста.
Загл…нул я в осенний лес. Он распол..гался недалеко от нашей деревни. Листья на деревьях налились, от…желели и пот…кли. Зашумел в лесу з…лотой дождь. Капля по листику щёлкнет, сорвётся лист, а за ним и другой летит. Синицы на ветках завозятся, и сразу брызнут листья по сторонам. Распол…жился я на пеньке, сижу, насл…ждаюсь красотой. Хорошо осенней порой в лесу!
7. Замените развёрнутое определение синонимом с чередованием лаг-лож. 1. Название одного из чисел при сложении (слагаемое). 2. Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное). 3. Основной объект изучения синтаксиса (предложение). 4. Высказать догадку, суждение (предположение). 5. Синоним к слову вкладывать (влагать).
8. Что нового вы узнали на уроке? Когда в корне пишется о, а когда –а? Приведите примеры. Могут ли эти корни употребляться без приставок? А ещё какие вы знаете орфограммы в корнах слов? Какому правилу они подчиняются?
Домашнее задание упражнение 510. Скачать дидактический материал |
Категория: Олифиренко Т.Г. | Добавил: mousosh11 (02.10.2009)
|
Просмотров: 2775
|
|