Урок « Разряды союзов»
Ход урока:
Для проведения урока используется презентация.
1 слайд. Тема урока: « Разряды союзов».
2 слайд. Цели урока: 1) формирование умения определять союзы, характеризовать их. 2) закрепление умения конструировать предложения по схемам и заданию. 3) повторять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении.
3 слайд Повторение. Беседа по вопросам: 1) Какие служебные слова называются союзами? 2) На какие группы делятся союзы по значению и употреблению в речи? 3) Союзы какого разряда соединяют однородные члены предложения; части сложного предложения?
4 слайд I. Синтаксическая разминка.
1 задание: прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный текст.
А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель. Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели. В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника попавшего в неведомые страны. Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».
Поднимите руки, кто уже знает ответ. Кто считает этот ответ верным?
5 слайд Правильный ответ: 2) Г, А, В, Б. У вас должен получиться относительно законченный текст.
6 слайд Текст: (прочесть выразительно.) Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка». А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель. В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника попавшего в неведомые страны. Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели.
Для того, чтобы уметь находить союзы в предложениях, отличать их от предлогов, помнить о морфологических признаках других частей речи, выполним второе задание. 2 задание: У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? 1) и – сочинительный союз; 2) привычный – причастие от глагола «привыкнуть»; 3) попавшего – причастие от глагола «попасть»; 4) на – предлог, непроизводный, простой. Кто готов? Правильный ответ: 1) привычный – причастие от глагола «привыкнуть». Мир (какой?) привычный (сущ.+прил.)
3задание:Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г; Кто готов?
7 слайд Правильный ответ: 3). Проверим. Запишите это предложение, объясните постановку знаков препинания графически, т. е. подчеркните грамматическую основу предложения, составьте схему. 8 слайд II. Углубление знаний.
9 слайд Сочинительные союзы (рассматриваем схему). Необходимо помнить, что сочинительные союзы по строению делятся на простые и составные. А какие чаще всего употребляются в речи?
10 слайд Подчинительные союзы (рассматриваем схему). И подчинительные делятся на простые и сложные. А из этих какие чаще всего употребляются в речи?
Выполним четвёртое и пятое задание.
4 задание: Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста. 1) Предложение А – сложноподчинённое, состоит из 2 простых; 2) Предложение Б – простое двусоставное с однородными подлежащими; 3) Предложение В – сложное, состоящие из 3 простых; 4) Предложение Г – простое двусоставное; грамматическая основа – «есть рассказ». Правильный ответ: 3) Предложение В – сложное, состоящие из 3 простых (оно простое, осложнено однородными сказуемыми и причастным оборотом).
5 задание: Укажите предложение без союза. 1) Г; 2) В; 3) Б; 4) А. Правильный ответ: 4) Г – предложение бес союза.
11слайд III. Диагностика усвоения. Работа с таблицей «Разряды союзов». Берём предложения из синтаксической разминки и упражнения 310 (3 пр-я), упр. 314 (3 пр-я). Для справки пользуемся таблицей в учебнике на странице 139.
На доске заранее:
Сочинительные Подчинительные
12 слайд Дифференцированное задание. Конструирование предложений по заданным схемам:
IV. Творческое задание (устно)
Упражнение 315 на странице 142 (уч. рус. яз. для 7 кл., ред. М.М. Разумовской) Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Какие смысловые отношения выражает каждый союз?
- потому что … - и … Радостное чувство охватило нас, - когда … - однако … - несмотря на то что … - как будто …
V. Подведение итогов урока.
Д/з: параграф 23, упр. 318 (1, 3, 4; 6 предл.), комплексный анализ текста. упр. 319 (устно).
«РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ» I. Синтаксическая разминка.
Задание: прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания.
А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель. Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели. В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника попавшего в неведомые страны Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) А, Г, Б, В; 2) Г, А, В, Б; 3) Г, В, Б, А; 4) Г, Б, В, А.
2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? 1) и – сочинительный союз; 2) привычный – причастие от глагола «привыкнуть»; 3) попавшего – причастие от глагола «попасть»; 4) на – предлог, непроизводный, простой.
3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
4. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста. 1) Предложение А – сложноподчиненное, состоит из 2 простых; 2) Предложение Б – простое двусоставное с однородными подлежащими; 3) Предложение В – сложное, состоящее из трех простых; 4) Предложение Г – простое двусоставное; грамматическая основа – «есть рассказ». 5. Укажите предложение без союза.
1) Г; 2) В; 3) Б; 4) А. |
Категория: Печатные и научные публикации учителей МОУ СОШ№11 | Добавил: Татьяна_Ивановна (12.12.2012)
| Автор: Рогова Татьяна Ивановна E
|
Просмотров: 2636
|
|